БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431и сечения: горизонтальные - изотермические и вертикальные - политермические (см. Физико-химический анализ). На рис. 3 показана проекция диаграммы рис. 2 на плоскость треугольника А'В'С'. На ней 3 поверхности ликвидуса изображаются 3 полями кристаллизации Ae'1 Ее'3, Be'1Ee'2, Се'2 Ее'3, проекция солидуса, очевидно, совпадает с треугольником А'В'С'. Стрелки указывают направления понижения темп-р. Рассмотрим последовательность выделения твёрдых фаз в поле Ae'1 Ее'3. Если точка F лежит на прямой А'Е', то из жидкой фазы при охлаждении выпадают кристаллы А, причём отношение концентраций В и С остаётся постоянным. В результате, когда состав Т. с. достигнет точки Е', начинается совместная кристаллизация компонентов А, В и С при постоянной темп-ре (так как при 4 фазах и постоянном давлении Т. с. нонвариантна). Если точка F1 лежит в области Ае'1Е', то сначала выпадают кристаллы А, затем, когда состав жидкой фазы дойдёт до точки f1, по кривой e1E' пойдёт совместная кристаллизация А и В, затвердевание закончится в точке Е'. Итак, последовательность кристаллизации жидкой фазы состава F1 изображается в совокупности отрезком F1f1E'.

Рис. 2.
[2613-17.jpg]

Рис. 3.
[2613-18.jpg]

Подобным же образом можно проследить ход кристаллизации любой жидкой фазы системы А-В- С. На той же проекции наносят изотермы начала кристаллизации (показаны тонкими линиями). Вертикальные сечения более сложны, чем диаграммы двойных систем. Исключение составляют так наз. квазибинарные сечения тех Т. с., где образуются двойные и тройные соединения постоянного состава. Правила проведения таких сечений (сингулярная триангуляция Т. с.), впервые сформулированные в 1925 Н. С. Курнаковым, позволяют упростить рассмотрение сложных Т. с.

Экспериментальное построение полных диаграмм состояния Т. с. очень трудоёмко. Между тем для практич. целей нередко достаточно построения боковых двойных систем и положения моновариантных кривых, нонвариантных точек и областей распространения твёрдых растворов на основе компонентов Т. с. В ряде случаев термодинамич. расчёты простейших типов двойных и тройных диаграмм состояния дают результаты, близкие к экспериментальным данным. Для расчётов равновесий в Т. с. используют различные упрощённые модели; для решения сложных термодинамич. уравнений разработаны специальные программы и применяется вычислительная техника.

Лит.: Курнаков Н. С., Избр. труды, т. 1 - 3, М., 1960-63; Аносов В. Я., Погодин С. А., Основные начала физико-химического анализа, М.-Л., 1947; Воловик Б. Е., 3ахаров М. В.. Тройные и четверные системы, М., 1948; Петров Д. А., Тройные системы, М., 1953; Справочник по плавкости систем из безводных неорганических солей, т. 1 - 2, М. - Л., 1961; Захаров А. М., Диаграммы состояний двойных и тройных систем, М., 1964; Ванюков А. В., 3айцев В. Я., Шлаки и штейны цветной металлургии, М., 1969; Крестовников А. Н., Вигдорович В. Н., Химическая термодинамика, 2 изд., М., 1973; Кауфман Л., Бернстейн X., Расчет диаграмм состояния с помощью ЭВМ, пер. с англ., М., 1972; Диаграммы состояния металлических систем, в. 1-18, М., 1959 - 75.



ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ 1882, военно-политич. блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879-82. После заключения союза с Австро-Венгрией (см. Австро-Германский договор 1879) Германия с целью изолировать Францию стала искать сближения с Италией. В условиях острого конфликта между Италией и Францией из-за Туниса О. Бисмарку удалось побудить Италию к соглашению не только с Германией, но и с австр. Габсбургами, в течение многих лет угнетавшими итал. народ. 20 мая 1882 в Вене был заключён секретный союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией, направленный против Франции и России. Германия стремилась использовать Т. с. в своей борьбе за гегемонию в Европе. Участники договора обязались не принимать участия ни в каких союзах или обязательствах, направленных против одного из них, и оказывать друг другу взаимную поддержку (ст. 1). Германия и Австро-Венгрия обязались оказать воен. поддержку всеми своими силами Италии в случае неспровоцированного нападения Франции. Италия же взяла на себя обязательство оказать помощь Германии в случае нападения на неё Франции. Обязанности Австро-Венгрии в случае нападения Франции на Германию ограничивались сохранением нейтралитета до вступления России в войну на стороне Франции (ст. 2).

Три участника Т. с. обязывались сохранить взаимно благожелательный нейтралитет в случае войны кого-либо из них с любой великой державой, кроме Франции (в отношении Франции действовали обязательства, предусмотренные ст. 2), и оказать воен. помощь друг другу в случае нападения двух или более великих держав. Вслед за подписанием договора Германия и Австро-Венгрия приняли к сведению заявление Италии, в соответствии с к-рым Италия отказывалась от воен. помощи своим союзникам в случае их войны с Великобританией. В 1887 в договор были внесены дополнения в пользу Италии: ей было обещано право соучастия в решении вопросов, касающихся Балкан, турецких берегов, островов в Адриатич. и Эгейском морях. В 1891 было зафиксировано решение поддержать Италию в её претензиях в Сев. Африке (Киренаика, Триполи, Тунис). Т. с. положил начало образованию крупных воен. блоков в Европе, усиливших опасность европ. войны; ответом на возникновение Т. с. было заключение франко-русского союза (1891-93) и образование Антанты (оформилась в 1904-07). Договор о Т. с. был заключён на 5 лет и после нескольких продлений срока просуществовал до 1915, когда Италия вступила в войну на стороне Антанты, а не на стороне своих партнёров по Т. с.

Публ.: Ключников Ю. В. и Сабанин А., Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях, ч. 1, М., 1925, с. 241-42, 254-55, 267-68.

Лит.: Сказкин С. Д., Конец австро-русско-германского союза, М., 1974; История дипломатии, 2 изд., т. 2, М., 1963, гл. 6. М. А. Полтавский.

ТРОКТОЛИТ (от греч. tro'ktes - форель и lithos - камень; из-за сходства Т. с крапчатой кожей форели), магматическая горная порода из группы габбро, состоящая из преобладающего основного плагиоклаза (Лабрадора или битов-нита) и небольших количеств оливина; пироксены присутствуют в незначит. количестве или отсутствуют вообще. Серпентинизация оливина сопровождается иногда образованием характерных трещин в плагиоклазе, идущих радиально от зёрен оливина.

ТРОЛЛЕЙБУС (англ. trolleybus, от trolley - контактный провод, роликовый токоприёмник и bus - автобус), средство безрельсового наземного городского транспорта с питанием электроэнергией от контактного провода. Работы по созданию и применению Т. проводились в Германии уже в нач. 80-х гг. 19 в. При конструктивной разработке Т. наиболее трудной технич. задачей оказалось обеспечение надёжного токосъёма от контактной сети. Решение этой задачи стало возможным только с применением асфальтовых дорожных покрытий, что создало необходимые условия для распространения Т. Первые Т. в СССР созданы в 1933. В 1934 Т. пущен в Москве. В 60- 70-е гг. троллейбусные линии появились во многих крупных городах СССР. Преимущества Т. по сравнению с трамваем заключаются в отсутствии рельсовых путей, требующих больших первоначальных капиталовложений, в лучшей манёвренности и бесшумности; недостаток - необходимость более сложной контактной подвески с 2 подвесными проводами. Т. обладает преимуществами и перед автобусом: использование дешёвой электроэнергии, отсутствие выхлопных газов, простота и надёжность в эксплуатации. Однако значительно большая требовательность Т. к качеству дорожного покрытия и меньшая гибкость при движении в условиях плотных трансп. потоков в ряде случаев ограничивает его применение.

Большинство Т. выпускается в 2-осном исполнении с 2- или 3-дверной компоновкой кузова. На линиях с большими пассажиропотоками, пролегающих по осн. городским магистралям, применяют многоосные сочленённые Т. Габаритные размеры 2-осного Т.: дл. 10-12 м, шир. 2,5 м, выс. 3,2-3,4 м. Совр. Т. развивает скорость 65-70 км/ч; вместимость 2-осных Т. 50-70 чел.

К осн. электрич. оборудованию Т. относятся тяговые электродвигатели постоянного тока, вспомогат. электродвигатели для привода компрессоров, вентиляторов и генераторов, обеспечивающих питание низковольтных приборов, а также осветительная и сигнальная аппаратура. Тяговые электродвигатели могут быть смешанного или последовательного возбуждения. На Т. советского производства устанавливаются тяговые двигатели смешанного возбуждения, обеспечивающие хорошие показатели при работе в тяговом и генераторном режимах. Они приспособлены к рекуперативному торможению с возвратом электроэнергии в контактную сеть. Мощность тяговых электродвигателей находится в пределах 70-120 квт при напряжении в контактной сети 550 в. Для управления тяговыми электродвигателями служат контакторы, переключающие силовую цепь, к-рые приводятся в действие контроллером, связанным с педалью, установленной возле места водителя. Возможность движения задним ходом достигается при помощи реверсора, изменяющего направление тока в обмотках якоря и в обмотках дополнит. полюсов. Током низкого напряжения питаются приборы наружного освещ