БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ольших скоростях качения, сопоставимых со скоростью распространения деформации в теле, сопротивление перекатыванию резко увеличивается, и тогда выгоднее переходить к трению скольжения.

Управление трением путём подбора пар трения, конструкций узлов и правильной их эксплуатации - тема новой тех-нич. науки, наз. триботехникой.

Лит.: Дерягин Б. В., Что такое трение?, 2 изд., М., 1963; Крагельский И. В., Трение и износ, 2 изд.,М.,1968; Дьячков А. К., Трение, износ и смазка в машинах, М., 1958; Трение полимеров, М., 1972; Боуден Ф. и Тейбор Д., Трение и смазка твердых тел, пер. с англ., М., 1968. И. В. Крагелъский.

ТРЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ, совокупность различных процессов внутри твёрдого тела (а также в жидкостях и газах), приводящих к необратимому рассеянию механич. энергии при деформации, связанному с преобразованием механич. энергии в тепловую (см. Внутреннее трение в твёрдых телах). О Т. в. в жидкостях и газах см. в ст. Вязкость.

ТРЕНИНГ ЛОШАДЕЙ (англ. training), систематич. упражнения лошадей для развития их работоспособности и подготовки к испытаниям (бега, скачки, испытания на грузоподъёмность). Упражнения проводят на разных аллюрах, с напряжением, развивающим и укрепляющим организм животного, повышающим его работоспособность. Системы Т. л. различны в зависимости от типа лошади и её назначения. Молодняк всех пород после отъёма проходит групповой (по 20-50 голов) Т. л.: движение по определённому маршруту на различных аллюрах и при разных скоростях, в зависимости от возраста и характера последующего использования. Такой тренинг способствует нормальному развитию молодняка и готовит его к последующему индивидуальному Т. л. Индивидуальный Т. л. молодняка рысистых пород начинают с выездки в 10-12 мес; с 1,5 до 2 лет проводят заводской Т. л., с 2 лет - Т. л. и испытания на ипподромах. Рысистых лошадей тренируют шагом, размашкой, махом и резвой рысью. Т. л. развивает у рысистых пород способность к наивысшей скорости на рыси. В конце заводского Т. л. молодняк проходит дистанцию 1600 м резвой рысью за 3 мин и менее. Индивидуальный Т. л. верховых пород проводят под седлом с 1,5-летнего возраста. Тренируют на макс. скорость движения галопом. Двухлетки, свободно скачущие резвым галопом 1000-1200 м, считаются подготовленными к ипподромным испытаниям. Ипподромный Т. л. готовит двухлеток к достижению макс. скорости на дистанциях от 1000 до 1600 м, трёхлеток - от 1600 до 3000 м, четырёх лет и старше - от 1800 до 4800 м.

Тренинг тяжеловозных племенных лошадей начинают с 1,5 лет. Тренируют в упряжи на скорость движения шагом и рысью с определённым тяговым усилием. Испытания проводят в 2-2,5 и в 3-3,5 года. Лошадей старшего возраста дополнительно испытывают на макс. грузоподъёмность. Непременное условие Т. л.- соблюдение правильного режима кормления и содержания.

Лит.: Славин Н. Н., Тренинг и испытания рысистых лошадей, М., 1952; Горелов К., Яковлев А., Тренинг и испытания верховых лошадей, М., 1955; Коннозаводство и конный спорт, под ред. Ю. Н. Барминцева, [М.], 1972. Б. Н. Попов.

ТРЕНИРОВКА материала, изменение механич. и физич. свойств материала, возникающее на начальной стадии действия циклических напряжений и проявляющееся в повышении сопротивления разрушению (статическому и усталостному). В металлах является результатом пластич. деформации более нагруженных и вязких составляющих неоднородной структуры.



ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ, отношение силы трения F к реакции Т, направленной по нормали к поверхности касания, возникающей при приложении нагрузки, прижимающей одно тело к другому: f = F/T. T. к.- характеристика, применяемая при выполнении технич. расчётов, характеризующих фрикционное взаимодействие двух тел (см. Трение внешнее).

В зависимости от вида перемещения одного тела по другому различают: Т. к. при сдвиге - скольжении и Т. к. при качении. В свою очередь, при скольжении в зависимости от величины тангенциальной силы (см. рис. при ст. Трение внешнее) различают коэфф. неполного трения скольжения, коэфф. трения покоя и коэфф. трения скольжения. Все эти Т. к. могут изменяться в широких пределах в зависимости от шероховатости и волнистости поверхностей, характера плёнок, покрывающих поверхности. Для протяжённого контакта они мало изменяются с изменением нагрузки.

В зависимости от величины коэфф. трения скольжения пары трения делят на 2 группы: фрикционные материалы, имеющие большой Т. к.- обычно 0,3- 0,35, редко 0,5-0,6, и антифрикционные, имеющие Т. к. без смазки 0,15-0,12, при граничной смазке 0,1-0,05.

Сопротивление свободному качению твёрдого тела (напр., колеса) характеризуют коэфф. сопротивления перекатыванию fк=T*rd/Ik [см], где Т - норм. составляющая реакции колеса на опору; rd - динамич. радиус качения; Ik - норм. нагрузка на колесе. Если на колесо действуют ведущий или тормозной моменты, то коэфф. сцепления фколеса с дорожным покрытием определяется равенством: ф = Тх/1k, где Тх - неполная сила трения скольжения, возникающая между катящимся колесом и дорогой. Коэфф. fк и ф существенно зависят от природы трущихся тел, характера покрывающих их плёнок и скорости качения. Обычно для металлов (сталь по стали) fк = 0,001-0,002 см. При движении автомобиля со скоростью 80 км/час T. к. колёс по асфальту fк = 0,02 см и резко возрастает с увеличением скорости. Коэфф. сцепления ф на сухом асфальте доходит у автомобильных колёс до 0,8, а при наличии плёнки воды снижается до 0,2-0,1. И. В. Крагелъский.

"ТРЕНОЖНИК" ("Sagayak"), литературное содружество трёх турецких поэтов - Орхана Вели Каныка, Октая Ри-фата Хорозджу и Мелиха Джевдета Андая, положившее начало демократическому направлению в тур. поэзии 40-х гг. 20 в. Программным выступлением является кн. "Странное" (1941, 2 изд. 1945)- лит. манифест и стихи трёх поэтов. Они противостояли тур. символистам и певцам "чистого искусства" (Ахмет Хашим, Яхья Кемаль и др.). Выступая против мнимой значительности и высокопарной красивости, поэты "Т." считали, что стихи должны быть доступны народу, выражать его чувства, настроения. Поэты "Т." отказывались от рифмы и размера (поэтому их стихи казались "странными").

Лит.: Алькаева Л., БабаевА., Турецкая литература. Краткий очерк, М., 1967, с. 106-113; Кар1anM., Cumhuriyet devri Turk siiri, 1st., 1973.



ТРЕНТ (Trent), река в Великобритании. Дл. 274 км, пл. басс. 10,5 тыс. км2. Берёт начало на юго-зап. склонах Пеннинских гор, протекает по равнинам Мидленда, впадает в эстуарий Хамбер Северного м. Питание дождевое, макс. сток зимой. Ср. расход воды ок. 80 м3/сек, в низовьях проявляется влияние мор. приливов. Судоходна до Ноттингема. На Т.- гг. Сток-он-Трент, Бертон-апон-Трент, Ноттингем, Гейнсборо.



ТРЕНТЕПОЛИЯ (Trentepohlia), род зелёных водорослей класса улотриксовых. Ок. 60 видов. Образуют кирпично-красные или жёлтые порошковидные налёты на коре деревьев, камнях и стенах зданий. Слоевище из стелющихся и поднимающихся слабо ветвящихся нитей, образованное одним рядом клеток со слоистой оболочкой, дисковидными хлоропластами без пиреноидов и каплями масла с гетерохромом, определяющим окраску слоевища; вакуоли отсутствуют. Размножаются участками нитей, отд. клетками, зооспорами и половым путём (изогамия).



ТРЕНТИНО-АЛЬТО-АДИДЖЕ (Тrеntino-Alto Adige), область в Сев. Италии, в Альпах, в верх. течении р. Адидже, к С. от оз. Гарда. Включает провинции Больцано и Тренто. Адм. ц.- город Тренто. Пл. 13,6 тыс. км2. Нас. 855,9 тыс. чел. (1973). В экономике преобладающее значение имеет пром-сть; в пром-сти занято 36% экономически активного населения, в с. х-ве 18% (1973). Ок. 1/5 общенац. произ-ва электроэнергии - на ГЭС (8,3 млрд. квт*ч в 1972), гл.обр. на альп. ГЭС. Электрохимия (Больцано, Мерано) и электрометаллургия, в т. ч. алюм. пром-сть (Больцано, Мори). Машиностроение (трансп., электротехнич. и др.), деревообр., текст., пищ. пром-сть. С. х-во сосредоточено в горных долинах - Веноста, Монастеро, Мерано и др.; 84% с.-х. земель приходится на луга и пастбища, 10% на сады и виноградники и 6% на пашню. Выращивают рожь, пшеницу, кукурузу, картофель. Виноградарство, виноделие; садоводство. Преим. разводят кр. рог. скот. Туризм.

Терр. совр. Т.-А.-А. (историч. обл. Трентино) составляет юж. часть историч. области Тироль. По Сен-Жерменскому мирному договору 1919 эта терр. перешла от Австрии к Италии. До 1948 под назв. Венеция-Тридентина образовывала итал. адм. область (в 1927 разделена на провинции Тренто и Больцано). С 1948 (по конституции Итал. республики 1947) эта область, переименованная в Т.-А.-А., получила автономию согласно специальному статуту.



ТРЕНТИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1916, наступление войск 11-й и 3-й австро-венг. армий (18 дивизий, ок. 400 тыс. чел., 2000 орудий) против 1-й итал. армии (18 дивизий, ок. 250 тыс. чел., 623 орудия) в обл. Трентино (Trentino) 15-30 мая во время 1-й мировой войны 1914- 1918. Австро-венг. командование планировало прорвать лев. фланг итал. фронта между оз. Гарда и р. Брента и, наступая на Виченцу и далее к р. По, перерезать коммуникации итал. армии, действовавшей в р-не р. Изонцо. 15 ма