БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431отличается от инициации (начала) и терминации (окончания) Т., сигналом для к-рых служит связывание с рибосомой соответствующих кодонов иРНК. Все стадии Т. катализируются специфич. белковыми факторами и гуанозинтрифосфатом (ГТФ). Кроме клеточных и РНК, их роль в процессе Т. могут выполнять вирусные РНК и синтетические полинуклеотиды, что широко используется при изучении механизма биосинтеза белка в бесклеточных системах.



[2608-12.jpg]

См. также Белки (раздел Биосинтез белка), Молекулярная генетика.

Лит.: Спирин А. С., Гавр и лова Л. П., Рибосома, 2 изд., М., 1971; Молекулярные основы биосинтеза белков, М., 1971; Ленинджер А., Биохимия, пер. с англ., М., 1974, гл. 30. А. А. Богданов.


2609.htm
ТРАНСПОРТИР (франц. transporteur, от лат. transporto - переношу), инструмент для построения и измерения углов на чертежах. Состоит из линейки и полукруга, разделённого на градусы от 0 до 180° (рис.). Точность Т. возрастает с увеличением его размеров (чем больше полукруг, тем меньше цена одного деления); Т. для очень точных построений и измере ний (напр., навигационных) снабжают прозрачной линейкой с угломерным нониусом (верньером), вращающейся вокруг центра.
[2609-1.jpg]



ТРАНСПОРТНАЯ БОЛЕЗНЬ у животных, дорожная лихорадка, болезнь, возникающая при перевозке животных на дальние расстояния различными видами транспорта. Чаще болеют крупный и мелкий рог. скот, реже - лошади, свиньи и плотоядные. Предрасполагают к возникновению Т. б. транспортировка животных непосредственно с пастбища, перегревание организма в условиях высокой влажности, недостаток питьевой воды, отсутствие вентиляции. У заболевших животных наблюдают беспокойство, возбуждение, пугливость, шаткую походку. Животные теряют в весе; в тяжёлых случаях у них исчезает аппетит. Возможен смертельный исход от сердечной недостаточности. Лечение: применение хлорида кальция, сульфата магния, димедрола, хлоралгидрата, настойки валерианы, сердечных средств. Для предупреждения Т. б. травоядных животных за неск. дней до транспортировки переводят на стойловое содержание, в рационе сокращают до минимума зелёные корма, с к-рыми в организм поступает большое кол-во калия, способствующее нарушению обмена магния и кальция, что и приводит, по-видимому, к развитию Т. б. Во время перевозки обеспечивают хорошую вентиляцию, не допускают перегрева и скученности животных, следят за регулярным водопоем. В. М. Данилевский.



ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА, задача о наиболее рациональном плане перевозок однородного продукта из пунктов лроиз-ва в пункты потребления. Пусть имеется т пунктов произ-ва некоего однородного продукта A1,..., Ai,..., Amи п пунктов его потребления В1,..., Bj,..., Вn В пункте Аi(i = 1,..., m) производится at единиц, а в пункте Bj(j = l,...,n) потребляется bj единиц продукта. Предполагается, что[2609-2.jpg]

Трансп. издержки, связанные с перевозкой единицы продукта из пункта Ai в пункт Вj, равны сij. Суть Т. з. состоит в составлении оптимального плана перевозок, минимизирующего суммарные трансп. издержки, при реализации к-рого запросы всех пунктов потребления Bj, j = 1, ..., п, были бы удовлетворены за счёт произ-ва продукта в пунктах Ai, i = 1, ..., т. Пусть хij - количество продукта, перевозимого из пункта Ai в пункт Вj. Тогда Т. з. формулируется так: определить значения переменных хij, i = 1, ..., т; j= 1, ..., n, минимизирующих суммарные трансп. издержки.
[2609-3.jpg]

Набор чисел хij, i = 1, ..., т, j= 1, ..., п, удовлетворяющий этим условиям, наз. планом перевозок, а его элементы - перевозками.

Т. з. решают спец. методами линейного программирования.

Лит.: Гольштейн Е. Г., Юдин Д. Б., Задачи линейного программирования транспортного типа, М., 1969.



ТРАНСПОРТНАЯ РАЗВЯЗКА, соединение автомобильных дорог в разных уровнях со съездами для перехода автомобилей и других трансп. средств с одной дороги на другую. Т. р. устраивают на автомоб. дорогах 1-й, 2-й, 3-й категорий.



Схемы транспортных развязок: я - пересечение по типу клеверного листа; б - Т-образный тип примыкания; в - кольцевой тип разветвления.
[2609-4.jpg]



В зависимости от взаимного расположения дорог Т. р. делятся на 3 группы: пересечения, примыкания, разветвления. По способу осуществления левоповоротного движения различают Т. р., на К-рых оно совершается поворотом вправо (рис., а), влево (рис., б), влево и вправо (рис., в). Т. р. повышают пропускную способность автомоб. дорог, безопасность, бесперебойность и скорость движения по сравнению с пересечениями в одном уровне. Т. р. проектируют на основе изучения трансп. потоков во всех направлениях с учётом ландшафта и свободной площади. При этом часто применяют моделирование Т. р. Расчётную скорость принимают 40-80 км/ч. Тип Т. р. выбирают в результате технико-экономич. сравнения вариантов. Наибольшее применение в СССР и за рубежом получили пересечения по типу клеверного листа (рис., а), напр. на Моск. кольцевой дороге. Развитие Т. р. связано с дальнейшим совершенствованием схем движения.

Лит.: Милашечкин А. А., Гохман В. А., Поляков М. П., Узлы

автомобильных дорог, 2 изд., М., 1966.

М. П. Поляков.






2611.htm
ТРАНСФОРМАТОР СВЧ, трансформатор полного сопротивления, устройство для преобразования полного электрич. сопротивления СВЧ линии передачи (полого или диэлек-трич. радиоволновода, коаксиальной длинной линии, полосковой линии) с целью согласования её с нагрузкой либо, наоборот, для получения требуемого их рассогласования. Применяется в сверхвысоких частот технике. К Т. СВЧ относят также устройства для преобразования типов волн в радиоволноводах.

Согласующее (рассогласующее) действие Т. в большинстве его конструкций основано на использовании трансформирующих свойств отрезков линии передачи, в к-рых имеются неоднородности. Последние вызывают отражения (возмущения) волн, что приводит к изменению эквивалентных активного и (или) реактивного сопротивлений соответствующего участка линии передачи. Для создания неоднородностей применяют штыри, диафрагмы, короткозамкнутые шлейфы, диэлектрич. втулки, стыки радиоволноводов, имеющих различные размеры поперечного сечения, и т. д.

В общем случае Т. можно рассматривать как пассивный линейный четырёхполюсник с распределёнными параметрами, обладающий пренебрежимо малыми потерями, вход к-poro подключён к генератору (источнику СВЧ энергии), а выход - к нагрузке. Входное сопротивление Zвх такого четырёхполюсника зависит от волнового сопротивления р отрезка волновода (линии), его длины l, рабочей длины волны в волноводе Ч и полного сопротивления нагрузки Zн. Варьируя эти величины, получают необходимую трансформацию полного сопротивления. Напр., если l = Ч/4, то Zвх = = p2/ZH; в случае чисто активной нагрузки Zвх = Rвх = р2/RH тоже чисто активное. Такой-т. н. четвертьволновый-Т.



[2609-5.jpg]



Рис. 1. Трансформаторы СВЧ: четвертьволновые с фиксированным сопротивлением - коаксиальный (а) и волноводный (б); перестраиваемые - коаксиальный двухшлейфовый (в), коаксиальный с диэлектрическими втулками (г), волноводный на основе двойного тройника (д); 1,2- перемещаемые поршни; 3, 4 - перемещаемые диэлектрические втулки; 5 - Н-плечо; б - вход трансформатора; 7 - Е-плечо; 8 - выход трансформатора; D - диаметр наружного проводника коаксиальной линии; d1, d2 и d - диаметры внутреннего проводника коаксиальной линии соответственно со стороны генератора, нагрузки и на трансформаторном участке; b1, b2и b - размеры меньшей стороны поперечного сечения прямоугольного волновода соответственно со стороны генератора, нагрузки и на трансформаторном участке; l - расстояние между центрами диэлектрических втулок; X - рабочая длина волны в линии; е - диэлектричеcкая проницаемость; пунктирными прямоугольниками отмечено положение перемещаемых поршней в Е- и Н-плечах тройника.

(рис. 1 ,а, б) применяют для согласования двух линий с разными р. Если величина согласуемой нагрузки изменяется в широких пределах, используют коротко-замкнутые шлейфы (ZH = 0, Zвх = = jptg2пl/Ч), длину к-рых регулируют, напр., при помощи поршня. Существуют 1-, 2- и 3-шлейфовые Т. (рис. 1,в). Вместо шлейфов нередко применяют т. н. реактивные штыри (рис. 2), диэлектрич. втулки (рис. 1,г), диафрагмы. Распространены Т., выполненные на основе двойного тройника с замкнутыми накоротко Е- и Н-плечами (рис. 1,д).

Степень согласования при помощи Т. характеризуется величиной коэфф. стоячей волны (КСВ). Как правило, согласование считают удовлетворительным, если КСВ ~1,2-1,3 (при проведении точных измерений 1,05-1,1). Существуют Т. с фиксированными параметрами и настраиваемые. Настройка Т. обычно производится по максимуму мощности, поступающей в нагрузку (точную настройку осуществляют с применением измерительной линии или панорамного измерителя КСВ). Различают Т. узкополосные (у к-рых при перестройке КСВ остаётся ниже заданного уровня в полосе частот шириной не св. 1% от ср. част