БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431. если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня..." (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 384).

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутр. содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях (напр., в условиях капитализма цены того или иного товара постоянно меняются, стоимость же его определённое время остаётся неизменной). Но, будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: "... не только явления преходящи, подвижны, текучи,., но и сущности вещей..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 227). Теоретич. познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: "...з а к о н и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира..." (там же, с. 136). Характеризуя развитие человеческого познания, В. И. Ленин писал: "Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца" (там же, с. 227).

Лит.: Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса, М., 1960; Богданов Ю. А., Сущность и явление, К., 1962; H а у м е нк о Л. К., Монизм как принцип диалектической логики, А.-А., 1968; История марксистской диалектики, М., 1971, раздел 2, гл. 9. А. А. Сорокин.

СУЫКБУЛАК, посёлок гор. типа в Чарском р-не Семипалатинской обл. Казах. ССР. Расположен на р. Чар (приток Иртыша), в 85 км к Ю.-В. от Семипалатинска. Ж.-д. станция на линии Семипалатинск-Актогай. 3-д стройматериалов, добыча мрамора и известняка.

СУЭЦ, город на С.-В. Египта, адм. ц. провинции Суэц. 315 тыс. жит. (1970, оценка). Порт на Суэцком канале при входе из Красного м. Важный транш.пром. центр на Суэцком канале. Узел ж.-д., автомоб. и возд. путей сообщения. Нефтеперерабат. и нефтехим. предприятия.

Близ совр. С. ок. 2-готыс. дон. э. был построен судоходный канал, связывавший Нил с Красным м. (засыпан в 776 н. э.). В древности С. (др.-греч. Клизма) был известен как торг, центр. В ср. века утратил значение. Подъём С. связан с открытием в 1869 Суэцкого канала. Во время израильской агрессии 1967 и воен. действий на Бл. Востоке в октябре 1973 подвергся сильным разрушениям; с 1974 стал восстанавливаться.

СУЭЦКИЙ ЗАЛИВ, залив Красного м. между Синайским п-овом и берегом Африки. Дл. ок. 325 км, шир. 15-46 км, глуб. до 80 м. Приливы полусуточные, их величина 1,8 м. Суэцким каналом соединяется со Средиземным м. Главный порт - Суэц.

СУЭЦКИЙ КАНАЛ, судоходный бесшлюзовой морской канал на С.-В. АРЕ, соединяющий Средиземное и Красное моря. С. к.- кратчайший водный путь между портами Атлантич. и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки). Зона С. к. считается условной географич. границей между Азией и Африкой. С. к. официально был открыт для судоходства 17 нояб. 1869. Длина канала ок. 161 км, ширина по зеркалу воды 120-150 м, по дну -45-60 м. Глубина по фарватеру 12,5-13 м. Ср. время, затрачиваемое на проход судов через канал, 11 -12 ч. Главные входные порты: Порт-Саид (с ПортФуадом) из Средиземного м. и Суэц (с Порт-Тауфиком) из Красного м.

Трасса С. к. проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озёр, а также лагуну Мензала. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт т. н. пресноводный канал Исмаилия.

Географич. положение канала в центре междунар. мор. коммуникаций, связывающих нефтедоб. р-н Бл. и Ср. Востока с Зап. Европой, обеспечивающих её связи с Азией, Австралией и Вост. Африкой, обусловило высокую степень загруженности С. к. В 1870 через канал прошло 486 судов (общим тоннажем 0,4 млн. т), в 1913 - 5,1 тыс. судов (20 млн. т), в 1966-21,25 тыс. судов (274,3 млн. т). Св. 70% перевозок составляют нефть и нефтепродукты. За эксплуатацию канала АРЕ получила в 1966 95 млн. егип. ф. По тоннажу перевозимых грузов С. к. до 1967 стоял на 1-м месте среди всех междунар. каналов (на него приходилось ок. 15% мировых океанских перевозок грузов и св. 20% перевозок нефти и нефтепродуктов).

В Др. Египте ок. 2-го тыс. до н. э. был сооружён канал, соединявший р. Нил и Красное море (т. н. Канал фараонов). В периоды упадка Др. Египта канал приходил в запустение. Восстанавливался Птолемеем II (3 в. до н. э.) и в рим. эпоху (носил название "Река Траяна").

После завоевания Египта арабами канал был в 642 н. э. вновь восстановлен, но в 776 его засыпали, чтобы направить торговлю через осн. р-ны Халифата. Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 по приказу великого везира Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время егип. экспедиции Бонапарта в 1798-1801), не были осуществлены. В 1854 франц. дипломат и предприниматель Ф. Лессепс, пользуясь усилением влияния Франции в Египте, а также личными связями, получил у егип. правителя Сайда-паши концессию на стр-во С. к. на льготных условиях. Авторами проекта были франц. (Линан и Мужель) и итал. (Негрелли) инженеры. Стр-во канала возглавила созданная Лессепсом "Всеобщая компания С. к.", к-рая юридически считалась егип. предприятием. Егип. пр-во приобрело 44% всех акций, 53% было размещено во Франции, 3% в других странах. По условиям концессии акционерам причитался 71% прибылей, Египту 15%, основателям компании 10%. Стр-во канала было начато 25 апр. 1859 и завершено в 1869 (к открытию канала композитор Дж. Верди по заказу егип. хедива написал оперу "Аида"). Осн. работы на С. к. производились силами егип. феллахов, к-рых набирали принудительно по 60 тыс. чел. в месяц (при населении Египта 4 млн. чел.). Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемий. Непомерные расходы на стр-во С. к. осложнили экономич. положение Египта. Пользуясь этим, брит, пр-во в 1875 купило у Исмаила-паши егип. долю акций С. к. В 1880 егип. пр-во оказалось вынужденным продать своё право на 15% прибылей от С. к. франц. банку. Египет был отстранён от управления С. к. и от участия в прибылях. Компания С. к. стала практически англо-франц. предприятием. После оккупации в 1882 Египта англ, войсками С. к. стал главной брит, военностратсгич. базой на Бл. Востоке. В 1888 в Стамбуле (Константинополе) была заключена междунар. конвенция об обеспечении свободы плавания по С. к., являющаяся и ныне осн. междунар.-правовым документом, регулирующим судоходство по С. к. Во время 1-й (1914-18) и 2-й (1939-45) мировых войн фактически англ, власти регулировали судоходство по С. к. С 20-х гг. 20 в. егип. народ вёл борьбу против англ, оккупации С. к. Согласно англо-егип. договору 1936, брит, пр-во обязалось ограничить срок оккупации С. к. 20 годами. Движение за вывод англ, войск из долины Нила и зоны С. к. усилилось после 2-й мировой войны. Деятельность иностр. компании С. к. противоречила нац. интересам Египта: в 1955 компания уплатила прибылей акционерам 12,4 млрд. фр., Египту 1,1 млрд. фр. С егип. судов за пользование С. к. взимался такой же сбор, как и с судов иностр. гос-в; Египет был по существу лишён возможности использовать канал для связи между побережьем Красного м. и севером страны. Компания тормозила модернизацию канала. Получая от эксплуатации С. к. огромные прибыли, она расходовала на работы по его совершенствованию крайне незначит. средства. 26 июля 1956 егип. пр-во национализировало компанию С. к.; при этом оно заявило, что будет уважать свободу судоходства по С. к. в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888; акционерам национализированной компании будет выплачена компенсация (к нач. 1963 выплачено 28,3 млн. егип. ф.). Правящие круги Великобритании, Франции и США попытались оказать дипломатическое и иное давление на Египет и добиться "интернационализации" канала. Вопрос обсуждался на Лондонской конференции стран - пользователей С. к. и в Совете Безопасности ООН. Совет Безопасности признал суверенитет Египта над каналом. Империалистич. державы организовали экономич. блокаду Египта, отозвали с С. к. своих лоцманов, однако прибывшие из СССР, Польши, Югославии и нек-рых др. стран лоцманы помогли егип. администрации обеспечить судоходство по С. к. В конце окт. 1956 империалисты Великобритании и Франции при участии Израиля прибегли к прямой военной интервенции против Египта. Во время англо-франко-израильской агрессии против Египта 1956 агрессоры повредили С. к. 24 апр. 1957, после завершения работ по очистке С. к., движение по каналу возобновилось. В результате израильской агрессии 1967 против Египта и некоторых других араб, стран судоходство по С. к. вновь было прервано, т. к. зона С. к. фактически превратилась в линию фронта, разделяющую егип. и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 - в р-н активных воен. действий. Ежегодный ущерб, наносимый бездействием С. к. мировой экономике, исчислялся в 4-5 млрд. долл. В 1974, после отвода израильских войск из зоны С. к., Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 С. к. был вновь открыт для судоходства.

Суэцки