БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ютант Дж. Вашингтона. В 1794-1804 и 1808-15 жил в Лондоне. В 1817- 1836 возглавлял Амер. академию изящных иск-в в Нью-Йорке. Автор небольших тонких реалистич. портретов участников освободит, борьбы (портрет Р. Изарда, 1793, Художеств. гал. Йельского ун-та, Нью-Хейвен) и патриотических исторических картин на современные темы, в к-рых академическая традиционная композиция и театральность движений сочетаются с искренним воодушевлением и реализмом портретных образов ("Сражение при Банкерс-Хилле", "Декларация независимости", 1786-94, там же).

Лит.: Sizer Т., The works of colonel John Trumbull, artist of the American revolution, New Haven, 1950.



ТРАМБЛЕ (Trembley) Абраам (З.9. 1710, Женева,- 12.5.1784, там же), швейцарский натуралист, чл. Лондонского королев. об-ва (1743), чл.-корр. Парижской АН (1749). Открыл явление регенерации целого организма из его части: разрезая гидру на неск. частей, установил, что каждая из отрезанных частей восстанавливается, образуя целый организм. Его исследования по регенерации, опубликованные в труде "Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в форме рогов" (1744, рус. пер. 1937), способствовали внедрению экспериментального метода в биологию.

Лит.: Канаев И. И., Абраам Трамбле, Л., 1972; Baker J. R., Abraham Trambley of Geneva. Scientist and philosopher. 1710- 1784, L., 1952.



ТРАМБЛЁР (франц. trembleur), прерыватель - распределитель зажигания, прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрич. тока высокого напряжения к свечам зажигания. Состоит из прерывателя тока низкого напряжения и распределителя тока высокого напряжения, к-рые приводятся в действие от распределит. вала двигателя. Прерыватель в определ. момент размыкает первичную цепь катушки зажигания, что вызывает индуктирование тока высокого напряжения в её вторичной обмотке. Через распределитель (ротор с токораз-носной пластиной и крышка с электрич. контактами) ток высокого напряжения подаётся к свечам зажигания соответствующих цилиндров. Регулирующие устройства распределителя автоматически изменяют момент опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя. См. также Зажигание.

ТРАМБОВКА (от нем. trampeln - топать, топтать ногами), ручная машина для уплотнения грунта, бетонной смеси и т. п., применяемая при небольших рассредоточенных объёмах работ, в труднодоступных и стеснённых местах, для уплотнения формовочной смеси в литейном произ-ве. Привод Т. (электрич. или пневматич.) сообщает возвратно-поступательное движение ударному механизму с трамбующим башмаком. Рукоятка управления имеет амортизатор. Масса выпускаемых в СССР электрич. Т. до 150 кг, макс. производительность до 80 м3/ч. В литейном произ-ве используют Т. (гл. обр. пневматич.) массой до 25 кг, производительностью до 20 м3/ч.

ТРАМБУЮЩАЯ МАШИНА, машина для послойного уплотнения грунта периодически падающим рабочим органом. Уплотняет грунты различного состава и состояния (в т. ч. в естественном залегании). По энергии единичного удара различают Т. м.: тяжёлые (энергия удара до 5*104 дж), средние (энергия удара 103 - 104 дж) и лёгкие - ручные трамбовки (энергия удара до 103 дж). К тяжёлым относятся машины на базе стрелового экскаватора-крана или трактора. Рабочий орган выполняется обычно в виде плиты массой до 3 т, сбрасываемой с выс. до 2,5 м. К средним Т. м. относятся дизель-трамбовки на базе самоходного шасси или в виде навесного оборудования на тракторе (механич., взрывного действия и с использованием паровоздушного привода).



Схема трамбующей машины: 1 - гусеничный трактор; 2 - редуктор; 3 - полиспастный механизм; 4 - передняя подвеска; 5 - канатный компенсатор; 6 - тяга; 7 - канат; 8 - задняя подвеска; 9 - направляющие штанги; 10 - подвижные удлинители; 11 - трамбующая плита.
[2608-6.jpg]



По способу взаимодействия рабочего органа с уплотняемым грунтом различают Т. м., у к-рых удар передаётся через плиту, лежащую на поверхности грунта, и Т. м., у к-рых удар рабочего органа наносится непосредственно по поверхности грунта.

Распространены навесные Т. м., смонтированные на гусеничном тракторе (рис.), с рабочим органом-дизель-трамбовкой (до 5 поочерёдно работающих трамбовок) или падающей плитой. Рабочая скорость 0,2-0,3 км/ч, производительность до 450 м3/ч, толщина уплотняемого слоя до 1,5 м.

Лит.: Справочник конструктора дорожных машин, 2 изд., М., 1973; Справочник инженера-механика дорожника, М., 1973.

Л. А. Соколенка.



ТРАМВАЙ (англ. tramway, от tram - вагон, тележка и way - путь), средство гор. наземного транспорта, моторный вагон (или моторный с прицепными вагонами), получающий электроэнергию от контактного провода, передвигающийся по рельсовому пути.

Идея использования электрич. тока для передвижения экипажей возникла в 30-40-х гг. 19 в., осуществление её стало практически возможным в 70-е гг. 19 в. с созданием первых электростанций. Прототипом Т. можно считать предложенный в 1876 рус. изобретателем Ф. А. Пироцким "рельсовый экипаж" с электродвигателем. В 1880 Пироцкий построил и испытал вагон с подвесным тяговым электродвигателем постоянного тока. За рубежом работы по созданию Т. проводились в Германии (фирма "Сименс и Гальске") и др. странах. В 1881 Т. был пущен в Лихтерфельде, близ Берлина. Вагон, вмещавший 20 пассажиров, развивал скорость 30 км/ч, совершал рейсы на участке 2,5 км. В 80-х гг. трамвайное сообщение было распространено во мн. странах Европы и в США. Регулярная эксплуатация Т. в России началась в 90-е гг. (в 1892 - в Киеве, в 1896 - в Н. Новгороде, в 1899 - в Москве).

Совр. трамвайное х-во представляет собой сложный комплекс, в к-рый входят технич. средства - рельсовый путь (см. Верхнее строение пути), системы автоблокировки, тяговая сеть, подвижной состав, службы эксплуатации - депо, ремонтные з-ды, линейные службы движения. Питание Т. энергией- от тяговой сети. Электрич. ток через тяговые подстанции, на к-рых переменный ток преобразуется в постоянный напряжением 500-750 в, поступает в контактную сеть. На моторном вагоне расположен токосъёмник, к-рый при движении скользит по проводу контактной сети. Обратным проводом служат рельсы.

В трамвайных сетях применяют цепную контактную подвеску, в к-рой контактный провод подвешивается над рельсовым путём с помощью изоляторов непосредственно к опорам контактной сети или к натянутым между опорами поперечным (несущим) проводам на высоте 3,75-5,4 м. Совершенное электрооборудование позволяет отказаться от пусковых сопротивлений, применять электрич. торможение, значительно снижающее шум. Ходовая часть снабжена звукопоглощающими приспособлениями (напр., колёсные тележки с подрезиненными элементами). Перспективно применение Т. как внеуличного вида гор. транспорта. В 70-е гг. 20 в. в СССР и за рубежом наметилась тенденция к использованию скоростного Т. (скорость движения в 1,5-2 раза выше, чем у обычного). Особенно эффективен скоростной Т. на т. н. вылетных линиях, связывающих центр. гор. р-ны с окраинными и загородными, отдалёнными пром. р-нами и зонами отдыха. Для движения скоростного Т. необходим усовершенствованный путь, часто в черте города уходящий в туннель или поднимающийся на эстакаду (при пересечении с линиями др. видов транспорта). Сооружение пути, эксплуатация пути и средств обслуживания скоростного Т. требуют меньших капиталовложений, чем метрополитен, от к-рого он выгодно отличается и тем, что позволяет более рационально организовать пассажиропотоки. Совершенствование Т. направлено на повышение комфортабельности вагонов, снижение шума и расхода электроэнергии. В конструкции вагонов улучшаются система подвешивания и система регулирования тяговых двигателей. Вагоны малой вместимости заменяются 6-осными вагонами, что позволяет повысить провозную способность до 30-40 тыс. пассажиров в час.

Лит.: Кутыловский М. П., Федотов А. И., Подвижной состав трамвая, М.-Л., 1948. Н. А. Грунёнышев.

ТРАМПЛИН (франц. tremplin, от итал. trampoline, от trampolo - ходули), спортивное сооружение (устройство) для увеличения пути полёта тела спортсмена при прыжках на лыжах, в воду и гимнастических. Т. для прыжков на лыжах- сооружение в виде искусств. горы, состоящей из стартовых площадок, горы разгона (выс. 20-80 м, дл. 60-11О м, шир. 3-4 м, угол наклона 27-38°), стола отрыва (шир. 4-6 м, выс. 1-4 м), горы приземления (шир. 15-20 м) и площадки остановки. Общая высота Т. от стартовой площадки до площадки остановки обычно превышает расчётную длину прыжка в 1,5 раза. Т. подразделяются по мощности (расчётной длине прыжка) на учебные (до 20 м), малые (20-50 м), средние (50-70 м), большие (70-90 м) и для полётов на лыжах (св. 120 м). Т. оборудуются подъёмными устройствами (лифт, канатная дорога и пр.) для транспортировки спортсменов на стартовую площадку. В бесснежный период на ср. Т. применяют искусств. синтетич. покрытие. Наиболее мощные Т. в СССР - в Красноярске (св. 120м), Ниж. Тагиле, Южно-Сахалинске, Бакуриани (90 м), Кировске, Свердловске, Бакуриани (70 м); за рубежом - в Планице (СФРЮ), Обе