БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ификация узлов и деталей внутри класса и между различными классами Т. Разрабатываются Т. с электрич. и гидравлич. приводом. Входят в практику устройства для автоматизации тракторных работ (загрузочных режи мов, вождения машинно-тракторного агрегата на рабочем гоне), защиты от аварийных ситуаций и т. п.



Базовые модели тракторов, выпускаемые в СССР по 4-му типажу (1975)
Класс, тс

Модель

Класс, тс

Модель
0,2

"Риони"

3

Т-74; ДТ-75 М Т-150; Т-150 К
0,6

Т-25;

4

Т-4А
0,9

Т-16М Т-50

5

К-701
1,4

МТЗ-80

6

Т-130
2



Т-54В



15



ДЭТ-250






Лит.: Конструкция, основы теории и расчет тракторов, М., 1971; Гуревич А. М., Сорокин Е. М., Тракторы и автомобили, 2 изд., М., 1974; Колёсные тракторы, М., 1974. И. Б. Барский.

ТРАКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Для тракторов применяются двигатели внутреннего сгорания. Выпускаемые в СССР тракторы оборудуются четырёхтактными дизелями. Мощность Т. д. определяется тяговым классом трактора (см. Трактор) и может составлять 14,8 - 368 квт (20- 500 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 800-2500 об/мин. Наиболее распространены четырёх- и шестицилиндровые дизели с водяным охлаждением; применяются также дизели мощностью до 74 квт (100 л. с.) с воздушным охлаждением. Дизели мощностью свыше 147 квт (200 л. с.) могут иметь V-образное расположение цилиндров, а также турбонаддув (см. Наддув). Дизельные Т. д. характеризуются низким удельным расходом топлива - 70 нкг/дж (185 г/л.с.ч), большой надёжностью и долговечностью (более 5000 ч работы до капитального ремонта). За рубежом на тракторах иногда устанавливаются двухтактные дизели и карбюраторные двигатели внутр. сгорания. О. М. Малашкин.

ТРАКТОРНЫЙ ДОЗИРОВЩИК, путевая машина для дозировки балласта в путь, засыпки шпальных ящиков и планировки балластной призмы при строительстве жел. дорог, реже при ремонте эксплуатируемого ж.-д. пути. Оборудование Т. д. монтируется на гусеничном тракторе, приспособленном для передвижения по рельсовому пути и по грунтовым дорогам. Съёмное оборудование Т. д. (рис.) - передний шит и шарнирно прикреплённые к нему 2 боковых крыла. Щит и крылья могут устанавливаться на разной высоте, благодаря чему изменяется толщина разравниваемого слоя. При работе крылья раскрываются под углом к направлению движения и удерживаются телескопич. распорками. Макс. ширина захвата балласта крыльями 6,1 м. При движении машины балласт с обочины подаётся в путь. Рабочая скорость 2-4 км/ч. В транспортном положении крылья располагаются вдоль рамы трактора. При движении Т. д. может удалять балласт с пути при снятой путевой решётке (при ремонте ж.-д. пути), если крылья соединить между собой впереди машины так, чтобы они образовали двугранный угол. Т. д. оборудован поворотным краном и поворотно-прицепным устройством для крепления к нему троса ползучего путеподъёмника - плиты, к-рая заводится под шпалы и при движении машины поднимает путь. Производительность Т. д. до 4 км в смену. С. Л. Соломонов.

ТРАКТОРНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ Государственный союзный Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР (НАТИ). Осн. в 1925 в Москве как Тракторный отдел Научно-автомоторного ин-та (НАМИ); с 1946 - самостоятельный ин-т; имеет филиал в Челябинске и 4 испытательные станции. Основная тематика - теория, конструирование, исследование, создание типажей тракторов и их агрегатов; координация разработки тракторов в др. организациях отрасли; проведение экономич. исследований. Имеется аспирантура. Издаёт "Труды " (с 1948).



ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ, отрасль машиностроения, производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним. Как отрасль пром-сти Т. существует с 1917, когда на заводах Форда в США началось массовое произ-во тракторов. В Европе впервые массовое произ-во тракторов началось в 20-х гг. 20 в. в Германии и Италии, затем в Великобритании, Франции и др. странах.

Возникновение Т. в СССР относится к 1923 (первый выпуск тракторов "Фордзон-Путиловец" з-дом "Красный путиловец", ныне Ленинградское объединение "Кировский завод"). Первые специализированные тракторные з-ды - Сталинградский (ныне Волгоградский тракторный завод) и Харьковский тракторный завод, выпускали колёсные тракторы марки СТЗ-ХТЗ. Произ-во тяжёлых гусеничных тракторов (С-60) начато на Челябинском тракторном з-де в 1933. На нём же освоен выпуск (1936) гусеничных тракторов с дизельным двигателем (С^65). Перевод в 1937 Сталинградского и Харьковского з-дов на произ-во гусеничных СХТЗ-НАТИ вывел СССР (1948) на 1-е место в мире по выпуску гусеничных тракторов. В 1-й пятилетке (1929-32) произведено 100,4 тыс. тракторов, во 2-й (1933-37) - 444,1 тыс. шт. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 были построены и введены в строй (1942-44) Алтайский тракторный завод, Владимирский тракторный завод и Липецкий тракторный завод, в 1945 возобновили работу разрушенные Сталинградский и Харьковский з-ды. В послевоен. годы вступили в строй Харьковский тракторосборочный з-д (1950), Минский тракторный завод (1951), Онежский и Узбекский (ныне Ташкентский) тракторные з-ды (1956). Особое внимание уделялось увеличению произ-ва мощных с.-х. тракторов общего назначения. Кировский з-д начал выпуск трактора К-700 (1964), Павлодарский тракторный з-д (пущен в 1967) - ДТ-75М (1968). В 1962 организовано произ-во гусеничных пропашных тракторов, унифицированных с тракторами МТЗ, на Кишинёвском тракторном з-де (реконструирован в 1961). В кон. 60-х гг. завершается переход на выпуск тракторов с дизельными двигателями. Происходит создание унифицированных моделей тракторов. Широкая унификация узлов, агрегатов и деталей тракторов и двигателей способствовала выделению их в специализированные произ-ва (моторные з-ды в Волгограде, Минске, Барнауле, Харькове, з-ды топливной аппаратуры,тракторных трансмиссий, гидроагрегатов, шестерён, поршней и поршневых колец и др.). В 9-й пятилетке (1971-75) начато перевооружение тракторных з-дов и обновление осн. моделей тракторов. Строятся Чебоксарский з-д пром. тракторов и Харьковский з-д тракторных двигателей. За 1966-75 производительность труда возросла более чем в 2 раза. Годовой выпуск тракторов в СССР см. табл. 1. В 1957-75 выпуск тракторов имел среднегодовой прирост ок. 6% ; в 1960 СССР вышел на 1-е место в мире по произ-ву тракторов (238,5 тыс. шт.); в 1975 произведено 2,2 трактора на 1000 чел. населения. Растёт технич. уровень тракторов: увеличивается их энергонасыщенность, снижается материалоёмкость, улучшаются условия труда тракториста, повышаются универсальность, качество и надёжность. Проводятся работы по автоматизации управления механизмами и вождения тракторных агрегатов. Новые модели тракторов К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-80/82 и др., поставленные на произ-во в 9-й пятилетке, оснащены высокоэкономичными дизельными двигателями, многоступенчатыми коробками передач, в т. ч. с переключением на ходу, кабинами с очисткой и охлаждением (подогревом) воздуха, с подрессоренными сиденьями и т. д.



Табл. 1. - Производство тракторов в СССР
Годы

Выпуск тыс. шт.

Суммарная мощность

двигателя млн. л. с.*

Годы

Выпуск тыс. шт.

Суммарная мощность

двигателя млн. л. с.*
1925

0,6

0,01

1960

238,5

11,4
1928

1,3

0,03

1970

458,5

29,4
1940

31,6

1,5

1975

550,4

41,8
1950

116,7

5,5






* 1 л. с. =0,736 квт.




В тракторном произ-ве применяются высокопроизводит. автоматизированные и автоматич. поточные линии, агрегатные станки-автоматы и др. совр. оборудование.

Для решения инженерно-технич. задач в проектировании машин, орг-ции и управлении произ-вом используются электронно-вычислит. техника и автоматизированные системы управления. При отработке конструкций новых тракторов и двигателей применяются методы ускоренных стендовых и полигонных испытаний. На базе передового зарубежного и отечеств. опыта в 9-й пятилетке разработана и внедрена (Минский и Владимирский тракторные з-ды) система управления качеством продукции на стадиях создания, произ-ва и эксплуатации конструкции. Продукция аттестуется по категориям качества с присуждением изделиям высшей категории качества и Гос. знака качества. За 1971-75 экспорт тракторов в страны - члены СЭВ увеличился на 60%, в капиталистич. страны (39 стран) - на 52%.

В зарубежных социалистич. странах Т. развивается особенно быстрыми темпами в послевоен. годы (см. табл. 2).

Табл. 2. - Выпу