БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431лат. tractor, от лат. traho - тащу, тяну), самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая с.-х., дорожно-строительные, землеройные, транспортные и др. работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями). См. Машинно-тракторный агрегат.

Историческая справка. Первые колёсные Т. с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1830 и применялись на транспорте и в военном деле; с 1850 паровые Т. используются в с. х-ве этих стран, а с 1890 - в с. х-ве США. Ценные изобретения по гусеничному ходу были сделаны в России Д. А. Загряжским (1837) и А. П. Костиковым-Алмазовым (ок. 1889). В 1888 рус. механик Ф. А. Блинов построил и испытал гусеничный Т. с двумя паровыми машинами. В 1893-95 рус. изобретатель-самоучка Я. В. Мамин создал самоходную колёсную тележку с двигателем внутреннего сгорания. С 1901 фирма "Харт-Парр" (Hart-Parr) в США выпустила первые колёсные Т. с двигателями внутр. сгорания. Начиная с 1912 в США фирмой "Холт" (Holt), а позднее в Германии фирмой "Вандерер-Дорнер" (Wanderer-Dorner) и в др. странах производятся Т. на гусеничном ходу. Первые Т. в СССР выпущены в 1923 ("Фордзон-Путиловец"). С 1930 в СССР налажено массовое произ-во Т., что дало возможность в 1932 отказаться от их импорта (см. Тракторостроение).

Классификация тракторов. По назначению Т. разделяют на с.-х. и промышленные. С.-х. Т. общего назначения в агрегате с соответствующими машинами (орудиями) осуществляют пахоту, культивацию, посев, уборку и др. работы. Наиболее мощные с.-х. Т. используются при освоении целинных и залежных земель для корчевания пней, удаления и запашки кустарников и др. работ.



[2608-1.jpg]

Рис. 1. Продольный разрез колёсного трактора: 1 - двигатель; 2 - рулевое колесо; 3 - кабина; 4 - топливный бак; 5 - рычаги навесного устройства; 6 - вал отбора мощности; 7 - прицепной крюк; 8 - центральная передача; 9 - ведущее колесо; 10 - коробка передач; 11 - муфта сцепления; 12 - направляющее колесо.



[2608-2.jpg]

Рис. 2. Продольный разрез гусеничного трактора: 1 - двигатель; 2 - кабина; 3 - топливный бак; 4 - рычаги навесного устройства; 5 - вал отбора мощности; 6 - прицепная скоба; 7 - ведущее колесо; 8 - центральная передача; 9 - гусеница; 10 - коробка передач; 11 - опорное колесо; 12 - муфта сцепления; 13 - направляющее колесо.


Пропашные Т. позволяют механизировать междурядную обработку - культивацию, рыхление, окучивание, опылива-ние, уборку пропашных культур (кукурузы, сах. свёклы, хлопчатника и др.). Особенности пропашных Т.- приспособленность к работе с навесными машинами (орудиями) и хорошая проходимость в междурядьях пропашных культур, значительный (обычно регулируемый) размер колеи, большой дорожный просвет, узкие колёса (гусеницы). Базовые модели пром. Т. характеризуются большими, чем у с.-х. Т., тяговыми усилиями. Они выполняют землеройные, до-рожно-строительные, мелиоративные и др. работы в агрегате с разнообразными навесными (бульдозерная лопата, снегоочиститель, экскаваторный ковш и т. п.) и прицепными (скрепер, грейдер и т. п.) машинами (орудиями). В зависимости от условий работы Т. используются различные модификации базовых моделей (напр., для с.-х. Т.- виноградниковый, болотоходный, крутосклонный, садовый; для пром. Т. - мелиоративный, лесосплавный, трелёвочный). По типу движителя Т. разделяют на колёсные и гусеничные.

Механизмы и оборудование тракторов. Силовая установка состоит из двигателя и обеспечивающих его работу устройств (см. Тракторный двигатель). В силовую передачу входят сцепление, соединит. муфта, коробка передач, центр. и конечная передачи (см. Силовая передача). Наиболее распространены фрикционные муфты сцепления, иногда применяются гидродинамические и электрические (см. Муфты). Механические ступенчатые коробки передач с.-х. Т. имеют 6, 8, 15 и более передач, а промышленных - 3 - 6. Всё большее распространение получают коробки передач с зубчатыми колёсами постоянного зацепления или с планетарным редуктором (установлены на нек-рых зарубежных и сов. Т., напр. Т-150, Т-150К, К-701). Через центр. передачу (обычно конич. редуктор) вращающий момент подводится к ведущим колёсам гусеничных Т.; у колёсных Т. используется дифференциальный механизм. Конечные передачи (обычно цилиндрич. редукторы) располагаются у ведущих колёс и служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссий и создания необходимого дорожного просвета. В нек-рых экспериментальных образцах Т. применяются гидрообъёмные (гидронасос и гидромоторы) и гидромеханич. (гидротрансформатор и механич. коротка передач) трансмиссии (см. Гидродинамическая передача, Гидропередача объёмная). Для получения особо низких скоростей движения Т. трансмиссии оборудуются дополнит. передачами - ходоуменьшителями. Ходовая система колёсных Т. состоит из подвески, осей (мостов) и колёс (направляющих и ведущих) с пневматич. шинами низкого давления. Иногда для повышения проходимости применяются полугусеничный ход, уширительные решётчатые колёса и накидные почвозацепы. Ходовая система гусеничных Т. состоит из подвески, гусеничных цепей, ведущих колёс, опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колёс (см. Гусеничный ход). Остов Т. обычно выполняется в виде рам различных конструкций. Механизмы управления Т.

состоят из рулевого управления и тормозов (ленточных или дисковых). Изменение направления движения колёсных Т. обычно осуществляется передними (направляющими) колёсами. Иногда для улучшения манёвренности в конструкциях Т. предусматривается поворот всех 4 колёс, регулирование вращающих моментов на ведущих колёсах, относит. вращение передней и задней частей Т. при схеме с шарнирной рамой. Поворот гусеничных Т. производится изменением частоты вращения ведущих колёс правой или левой гусениц муфтами и тормозами; иногда применяется одноступенчатый планетарный механизм с двумя парами тормозов. Кабины устанавливаются на всех советских и большинстве зарубежных Т. и служат для создания комфортных условий работы тракториста. Электрооборудование Т. состоит из источников электрич. тока (аккумуляторной батареи и установленного на двигателе генератора), приборов для пуска двигателя, освещения пути и рабочих машин (орудий), вентиляции кабины, подачи звуковых и световых сигналов. На рис. 1 и 2 изображены продольные разрезы колёсного и гусеничного Т.

Эксплуатационные показатели. Осн.

эксплуатационные показателя Т. подразделяют на технико-экономические, технические и агротехнические. К технико-экономическим показателям относятся производительность в агрегате, тяговые качества, трудоёмкость обслуживания и ухода, металлоёмкость и др.; к техническим - устойчивость Т. (продольная и поперечная), лёгкость управления, удобство работы персонала (наличие кабины, контрольных приборов; число мест для сидения); к агротехническим - удельное давление на почву, проходимость в междурядьях (дорожный просвет, абрис, защитные зоны), манёвренность в агрегате, плавность хода, точность следования по заданному направлению.


Типаж тракторов. Число моделей Т., выпускаемых в СССР, а также их показатели определены типажом - системой машин, построенной по заранее разработанному технич. плану, осн. на рациональном сочетании тяговых показателей разных типов Т. при минимальном числе базовых моделей (см. Типизация). Класс в типаже - совокупность моделей (конкретных конструкций) Т.,

имеющих одинаковые классификац. параметры. Базовая модель - наиболее распространённый вид Т. в данном классе. Модификация - модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая, но имеющая иную компоновку или оснащённая дополнит. механизмами. За осн. классификационный параметр в СССР и странах-членах СЭВ принято наибольшее тяговое усилие, при огранич. буксовании, развиваемое Т. 1-й типаж был предложен в 1923, а разработан и реализован в 1946. В 1956 был создан 2-й типаж Т. на 1961-65. Предусматривалось увеличение рабочих скоростей до 5-6 км/ч, повышение срока службы двигателей до 2500- 3000 ч, трансмиссий - до 5000-6000 ч. Были подготовлены к выпуску модели Т., соответствующие мировому уровню техники: колёсные - Т-40, МТЗ-50, Т-16, ДТ-14, К-700; гусеничные - Т-74, ДТ-75, ДЭТ-250 и др. 3-й типаж Т. на 1965-70 состоял из 13 базовых моделей с тяговыми усилиями от 6 до 250 кн (0,6 - 25 тс) и ряда модификаций.

Для дальнейшего улучшения эксплуа-тац. показателей был разработан 4-й типаж Т. на 1971-80 (рис. 3). Выпускаемые по этому типажу базовые модели
[2608-3.jpg]

1. Садово-огородный трактор. 2. МТЗ-80. 3. ДТ-75М. 4. Т-150К. 5. Т-150. 6.К-701 (все - СССР). 7. "Болгар" (НРБ). 8. "Фиат" (Италия). 9. "Зетор" (Франция). 10. "Кейс" (США). 11. "Масси-Фергюсон" (Великобритания, Канада). 12. "Вольво" (Швеция).

Т. сведены в табл. В 4-м типаже повышаются рабочие скорости до 35 км/ч, срок службы до капитального ремонта, снижается трудоёмкость обслуживания. В связи с повышением скоростей движения Т. в подвеску вводятся дополнит. упругие элементы; кабина снабжается рессорами, герметизируется, оснащается вентиляционными и отопительными устройствами, кондиционерами. Внедряется широкая ун