БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ного человечества от личностного абсолюта преодолевается в искупит. жертве Христа и восстановлении твари в её первозданной чистоте.

В эстетике классицизма и Просвещения 17-18 вв. появляются анализы трагедии как лит. жанра - у Н. Буало, Д. Дидро, Г. Э. Лессинга, давшего мора-листич. толкование Аристотеля, Ф. Шиллера, к-рый, развивая идеи кантовской философии, видел источник Т. в конфликте между чувств. и нравств. природой человека ("О трагическом в иск-ве", 1792).

Вычленение категории Т. и филос. осмысление её осуществляются в нем. классич. эстетике, прежде всего у Шеллинга и Гегеля. По Шеллингу, сущность Т. заключается в "... борьбе свободы в субъекте и необходимости объективного...", причём обе стороны "... одновременно представляются и победившими, и побеждёнными - в совершенной неразличимости" ("Философия искусства", М., 1966, с. 400). Необходимость, судьба делает героя виновным без к.-л. умысла с его стороны, но в силу предопределённого стечения обстоятельств. Герой должен бороться с необходимостью - иначе, при пассивном её приятии, не было бы свободы - и оказаться побеждённым ею. Но чтобы необходимость не оказывалась победителем, герой должен добровольно искупить эту предопределённую судьбой вину, и в этом добровольном несении наказания за неизбежное преступление и состоит победа свободы.

Гегель видит тему Т. в самораздвоении нравств. субстанции как области воли и свершения (см. Соч., т. 14, М., 1958, с. 365-89). Составляющие её нравств. силы и действующие характеры различны по своему содержанию и индивидуальному выявлению, и развёртывание этих различий необходимо ведёт к конфликту. Каждая из различных нравств. сил стремится осуществить определ. цель, обуреваема определ. пафосом, реализующимся в действии, и в этой односторонней определённости своего содержания неизбежно нарушает противоположную сторону и сталкивается с ней. Гибель этих сталкивающихся сил восстанавливает нарушенное равновесие на ином, более высоком уровне и тем самым движет вперёд универсальную субстанцию, способствуя историч. процессу саморазвития духа.

Гегель и романтики (А. Шлегель, Шеллинг) дают типологич. анализ античного и новоевроп. понимания Т. Последнее исходит из того, что человек сам виновен в постигших его ужасах и страданиях, тогда как в античности он выступал скорее как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. С. Къеркегор отмечает связанное с этим различное понимание трагич. вины в древности и новое время: в антич. трагедии скорбь глубже, боль меньше, в современной - наоборот, поскольку боль связана с осознанием собств. вины, рефлексией по поводу неё.

Если нем. классич. философия, и прежде всего философия Гегеля, в своём понимании Т. исходила из разумности воли и осмысленности трагич. конфликта, где победа идеи достигалась ценой гибели её носителя, то в иррационалистич. философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше происходит разрыв с этой традицией, ибо под сомнение ставится само существование к.-л. смысла в мире. Считая волю безнравственной и неразумной, Шопенгауэр видит сущность Т. в самопротивоборстве слепой воли, бессмысленном страдании, гибели справедливого. Ницше характеризует Т. как изначальную суть бытия - хаотическую, иррациональную и бесформенную ("Рождение трагедии из духа музыки", 1872). В 20 в. иррационалистич. трактовка Т. была продолжена в экзистенциализме. Согласно К. Ясперсу, подлинно Т. состоит в осознании того, что ".. универсальное крушение есть основная характеристика человеческого существования" ("Von der Wahrheit". Munch., 1947, S. 956). В духе философии жизни Г. Зиммелъ писал о трагич. противоречии между динамикой творч. процесса и теми устойчивыми формами, в к-рых он кристаллизуется ("Конфликт совр. культуры", 1918, рус. пер., П., 1923), Ф. Степун - о трагедии творчества как объективации невыразимого внутр. мира личности ("Трагедия творчества", в журн. "Логос", 1910, кн. 1).

Марксизм-ленинизм дал обществ.-историч. понимание Т., считая его объективными предпосылками антагонизмы эксплуататорского общества, характерное для него отчуждение человека и его деятельности. Анализируя гибель старого обществ. уклада, К. Маркс писал: "История... проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни"; если "последний фазис всемирно-исторической формы есть её комедия", то трагической Маркс считает историю старого порядка, "... пока он был существующей испокон веку властью мира, свобода же, напротив, была идеей, осенявшей отдельных лиц... " и "... пока старый порядок сам верил... в свою правомерность", так что на стороне его стояло "... не личное, а всемирно-историческое заблуждение" (Введение "К критике гегелевской Философии права" - Маркс К. и Эгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 418). В отличие от этого вида Т., источник ре-волюц. трагедии Маркс и Энгельс видели в коллизии "... между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления" (Энгельс Ф., там же, т. 29, с. 495), когда объективная неразвитость обществ. отношений, незрелость условий революц. движения приводила к гибели его представителей (Т. Мюнцер, якобинцы и др.); подобная же коллизия, по словам Маркса, "...привела к крушению революционную партию 1848-1849 годов" (там же, с. 483).

Лит.: Фолькельт И., Эстетика трагического, [пер. с нем.], "Педагогический сборник", 1899, [Me 1-4]; Лосев А. Ф., Диалектика художественной формы, М., 1927, с. 114-16, 240-43; его же, История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика, М., 1975; Борев Ю., О трагическом, М., 1961; Пинский Л., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961, с. 250-96; его же, Шекспир, М., 1971; Bahnsen J. F. A.. Das Tragische als Weltgesetz und der Humor als asthetische Gestalt des Metaphysischen, Lauenburg, 1877; Unamuno M. de, Del sentimento tragico de la vida, Madrid, [19131; Sсhe1er M., Zum Phanomen des Tragischen, в его кн.: Vom Umsturz der Werte, 2 Aufl., Bd 1, Lpz., 1923; Staiger E., Grundbegriffe der Poetik. Z., 1946; Myers H., Tragedy: a view of life, Ithaca (N.Y.), [1956]; Szоndi P., Versuch uber das Tragische, Fr./M., [1961]. См. также лит. при ст. Трагедия. А. Ф. Лосев.

ТРАГУС, козлец (Tragus), род одно- или многолетних трав сем. злаков. Стебли при основании простёртые, укореняющиеся в узлах. Листовые пластинки жёсткие, короткие, б. ч. плоские. Соцветие - колосовидная метёлка с очень короткими веточками. Колоски одно-цветковые; верхняя колосковая чешуя - равная колоску, кожистая, по жилкам с крупными крючковидными шипами. 6-10 видов в субтропич., тропич. и теп-лоумеренных областях обоих полушарий, преим. в Африке. В СССР 1 вид - Т. кистистый (Т. racemosus): заносное растение, встречающееся на юге Европ. части, Кавказе и в Ср. Азии по пескам, галечникам, каменистым склонам, у дорог и как сорняк на полях.

ТРАДЕСКАНЦИЯ (Tradescantia), род растений сем. коммелиновых. Многолетние травы с прямостоячими или стелющимися стеблями. Листья очередные, овальные или ланцетные. Цветки одиночные или в соцветиях, с тремя свободными чашелистиками и лепестками. Плод - коробочка. Ок. 60 видов, в субтропиках и тропиках Америки. Многие виды выращивают как декоративные; с нач. 17 в. культивируют в открытом грунте Т. виргинскую (Т. virginiana) - прямостоячее растение с линейно-ланцетными листьями и крупными голубыми или фиолетовыми цветками.



[2607-8.jpg]

Традесканция виргинская; а - цветок.

Некоторые тропич. виды - Т. белоцветковая (Т. albiflora), Т. приречная (Т. fluminensis) и др., а также их формы с белыми полосами на листьях - комнатные ампельные растения. Т. часто наз. также зебрину висячую (Zebrina pendula) - растение из этого же сем., с серебристыми полосками на листьях, ниж. сторона к-рых красновато-фиолетовая.


ТРАДИЦИОННАЯ ЛОГИКА, традиционная формальная логика, общее наименование систем дедуктивной (см. Дедукция) логики, не связанных с употреблением формализованных языков, т. е. не использующих аппарата математической логики. Осн. содержание Т. л. заключено в силлогистике. См. Логика.


ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве Т. выступают определ. обществ. установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.

Т. не сводится к наиболее стереотипным своим разновидностям, таким, как обычай и обряд, но распространяется на гораздо более широкую область социальных явлений. Определённые Т. функционируют во всех социальных системах и в известной мере являются необходимым условием их жизнедеятельности. Наиболее широка сфера Т. в докапиталистич. обществ. формациях. Т. присущи самым различным областям обществ. жизни (экономике, политике, праву и т. д.), но удельный вес их в той или иной области не одинаков. Он достигает максимума в религии. Т. занимают определ. место в науке и в иск-ве.

В классовых обществах Т. носят классовый характер. С одн