БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 А. К. Толстого.

С кон. 19 в. появляются многочисл. стилизации, возрождающие классич. Т. и Т. в "высоком стиле" - пьесы Г. фон Гофмансталя, Вяч. Иванова, Г. Га-уптмана, Т. С. Элиота, П. Клоделя, позже - Ж. П. Сартра, Ж. Ануя и др.; эти эстетически оправданные и неизбежные опыты свидетельствуют, однако, о кризисе всей совр. драмы; настроение безысходности, крайнего отчаяния, запечатленное в многочисл. зап. пьесах, отрезает путь к Т., коль скоро авторы пьес уже ощущают себя "по ту сторону" совершившихся трагич. событий, к-рые не оставляют человеку простора для действий, а сами по себе превосходят в своей трагичности возможности иск-ва.

Напротив, лит-pa социалистического реализма не порывает с традицией и чужда историч. пессимизма; именно поэтому в её драматургии могут получить выражение трагич. конфликты современности, осн. на непримиримом столкновении враждующих сил истории. Победа героич. начала, гибель не по собственной вине или ошибке ("трагич. вине" в классич. Т.), трагическая катастрофа не как исход, а как преодолеваемый рубеж,- всё это даёт основание исследователям называть даже наиболее трагедийную революц. драму - "Оптимистическую трагедию" Вс. Вишневского - героической драмой. В ряду героич. драмы рассматривают также "Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского, "Нашествие" Л. М. Леонова, "Орла на плече носящий" И. Л. Сельвинского, воплощающих трагич. начало в революционной, антифашистской и социальной борьбе.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.- Л., 1936; Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971; Русские писатели о литературном труде, т. 1-4, М., 1954-56; Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. собр. соч., т. 1, М., 1912; Аникст А. А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, т. 1, М., 1967; его же, Теория драмы в России от Пушкина до Чехова, М., 1972; Зингерман Б., Проблемы развития современной драмы, в сб.: Вопросы театра, М., 1967; Волькенштейн В. М., Драматургия, 5 изд., М., 1969; Benjamin W., Ursprung des deutschen Trauerspiels, Fr./M., 1963; Tragedy; modern essays in criticism, ed. by L. Micheland R. B. Sewall, Englewood Cliffs, [N. Y.J, 1963; Sсhоne A., Emblematik und Drama im Zeitalter des Barock, 2 Aufl., Munch., 1968; Kommerell M., Lessing und Aristoteles, [4 Auf 1.1, Fr./M., 1970.

А. В. Михайлов.



ТРАГИК, трагедийный актёр, сценическое амплуа ; актёр, исполняющий трагедийные роли в классич. репертуарe.



ТРАГИКОМЕДИЯ, вид драмы, совмещающий признаки трагедии и комедии. Мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относительности существующих критериев жизни и проявляет себя в драме под влиянием духовного кризиса переломных эпох. Трагикомич. начало зарождается у Еврипида, усиливается в драматургии конца средневековья и Возрождения и отливается на рубеже 16-17 вв. в первый самостоят. тип Т.; его признаки: сочетание смешных и серьёзных эпизодов, смешение возвышенных и комич. характеров, пасторальные мотивы, а также идеализированные дружба и любовь, проведённые через опасности к безопасности и счастью, запутанное действие с волнующими ситуациями, длительной неизвестностью и неожиданными сюрпризами, преобладающая роль случая в судьбе действующих лиц; постоянство характера, как правило, отсутствует, но часто подчёркивается одна черта, превращающая персонаж в тип; события обычно автономны от действий героев.

Трагикомич. элемент вновь усиливается в драматургии с кон. 19 в.- в творчестве Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Га-уптмана, А. П. Чехова, в дальнейшем - у Ш. О'Кейси, Гарсиа Лорки, особенно у Л. Пиранделло, а в сер. 20 в.- в пьесах Ж. Жироду, Ж. Ануя, Ф. Дюрренматта, Б. Биэна, X. Пинтера, у Э. Ионеско, С. Беккета, К. Цукмайера. Совр. Т. не обладает чёткими жанровыми признаками и характеризуется гл. обр. "трагикомическим эффектом", достижение к-рого предполагает, что драматург видит и отражает одни и те же явления действительности одновременно в комич. и трагич. освещении, причём комическое и трагическое часто усиливают друг друга. Трагикомич. эффект осн. на несоответствии героя и ситуации (трагич. ситуация - комич. герой, реже - наоборот), на внутренней нерешённости конфликта; сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, автор от приговора воздерживается.

Лит.: Рацкий И., Проблема трагикомедии и последние пьесы Шекспира, "Театр", 1971, № 2; Stуan J. L., The dark comedy. The development of modern comic tragedy, Camb., 1962; Guthke K. S., Modern tragicomedy, N. Y., 1966. И. А. Рацкий.



ТРАГИЧЕСКОЕ, философская и эстетич. категория, характеризующая неразрешимый обществ.-историч. конфликт, развёртывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для жизни ценностей. В отличие от печального или ужасного, Т. как вид грозящего или свершающегося уничтожения вызывается не случайными внешними силами, а проистекает из внутр. природы самого гибнущего явления, его неразрешимого самораздвоения в процессе его реализации. Диалектика жизни поворачивается к человеку в Т. её патетической (страдальческой) и губительной стороной.

Т. предполагает свободное действие человека, самоопределение действующего лица, так что хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, но само действие представляет собой свободный акт человеческой личности. Противоречие, лежащее в основе Т., заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, к-рая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть её или уйти от неё (т. н. трагич. ирония). Ужас и страдание, составляющие существенный для Т. патетич. элемент, трагичны не как результат вмешательства к.-л. случайных внешних сил, но как последствия действий самого человека. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость, "трогательного"), Т. не может быть там, где человек выступает лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Т. родственно возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Как форма возвышенно-патетического страдания действующего героя, Т. выходит за пределы антиномии оптимизма и пессимизма: первый исключается обнаруживающейся в Т. неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой того, что не должно было бы исчезать, второй- героич. активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в своём поражении.

Т, имеет всегда определённое обществ.-историч. содержание, обусловливающее структуру его художеств. формирования (в частности, в специфич. разновидности драмы - трагедии). Т. в антич. эпоху характеризуется известной неразвитостью личного начала, над к-рым, безусловно, возносится благо полиса (на стороне его - боги, покровители полиса), и объективистски-космологич. пониманием судьбы как безличной силы, господствующей в природе и обществе. Поэтому Т. в античности часто описывалось через понятия рока и судьбы в противоположность новоевроп. трагике, где источником Т. является сам субъект, глубины его внутр. мира и обусловленные ими действия (У. Шекспир).

Античная и ср.-век. философия не знает спец. теории Т.: учение о Т. составляет здесь нераздельный момент учения о бытии. Образцом понимания Т. в др.-греч. философии, где оно выступает как существенный аспект космоса и динамики противоборствующих начал в нём, может служить философия Аристотеля. С точки зрения аристотелевского учения о нусе ("уме") Т. возникает, когда этот вечный самодовлеющий "ум" отдаётся во власть инобытия и становится из вечного временным, из самодовлеющего - подчинённым необходимости, из блаженного - страдающим и скорбным. Тогда начинается человеческое "действие и жизнь" (подражание к-рым является сутью трагедии - см. "Поэтика", 1450 а; рус. пер., М., 1957), с её радостями и скорбями, с её переходами от счастья к несчастью, с её виной, преступлениями, расплатой, наказанием, поруганием вечно блаженной нетронутости "нуса" и восстановлением поруганного. Этот выход ума во власть "необходимости" и "случайности" составляет бессознат. "преступление". Но рано или поздно происходит припоминание или "узнавание" прежнего блаженного состояния, преступление уличается и оценивается. Тогда наступает время трагич. пафоса, обусловленного потрясением человеч. существа от контраста блаженной невинности и мрака суеты и преступления. Но это опознание преступления означает вместе с тем начало восстановления попранного, происходящего в виде возмездия, осуществляющегося через "страх" и "сострадание". В результате наступает "очищение" страстей (катарсис) и восстановление нарушенного равновесия "ума".

Древневост. философия, не доверяющая свободно личному началу (в т. ч. буддизм с его обострённым сознанием патетич. существа жизни, но чисто пессимистич. её оценкой), не разработала понятия Т. Ср.-век. миросозерцание с его безусловной верой в божеств. провидение и конечное спасение, преодолевающее сплетения судьбы, по существу снимает проблему Т.: трагедия мирового грехопадения, отпадения твар