БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431т урожайность кормовых угодий. Качество Т. зависит от хоз. ценности составляющих его видов растений, фазы их развития, а на сеяных угодьях - и от агротехники.


ТРАВЯНАЯ МУКА, витаминно-белковый корм, полученный из искусственно высушенных трав. Произ-во организуют в колхозах и совхозах. Сырьё - сеяные многолетние и однолетние травы, луговые травы с большим содержанием бобовых и др. Бобовые травы скашивают в стадии бутонизации, злаковые - в начале колошения. Технологич. процесс приготовления Т. м. включает скашивание, измельчение (до сечки) и сушку травы, размол сечки, гранулирование муки и упаковку. Сушат и размалывают травяную сечку в агрегатах для приготовления Т. м. (АВМ-0,65, СБ-1,5 и др.), гранулируют грануляторами. Для лучшего сохранения каротина к Т. м. добавляют антиоксиданты (сантохин и др.). Упаковывают Т. м. в крафт-мешки, хранят в тёмном сухом помещении. В 1 кг высококачеств. Т. м. содержится 0,7-0,8 кормовой единицы, l4o-150 г переваримого протеина, 200-300 мг каротина, витамины Е, К, группы В. Протеин богат незаменимыми аминокислотами. Т. м. используют в кормлении всех видов с.-х. животных (чаще в птицеводстве) как протеиновую и витаминную добавку. Включают в состав комбикормов. Произ-во Т. м. в СССР в 1965 - 82 тыс. т, в 1970 - 820 тыс. т, в 1975 - св. 4 млн. т.

Лит.: Справочник по кормопроизводству, М., 1973.


ТРАВЯНИК, травник (Gobius ophiocephalus), рыба сем. бычков. Тело сжато с боков, дл. до 25 см, весит до 75 г. Распространён Т. в Средиземном, Чёрном и Азовском морях и в Атлантич. ок., у Гибралтарского пролива. Держится в зарослях зелёных водорослей (отсюда назв.). Нерест весной. Половой зрелости достигает на 2-м году жизни. Самец устраивает из водорослей гнездо, 5-10 самок откладывают в него икру, к-рую самец, оплодотворив, охраняет. Плодовитость 9-52 тыс. икринок. Питается Т. беспозвоночными и мелкой рыбой. Объект промысла.


ТРАВЯНКА, рыба сем. головешковых; то же, что головешка.

ТРАВЯНКИ, группа видов насекомых из родов Stenobothrus и Omocestus над-семейства саранчовых. Дл. 1-3 см. Надкрылья и крылья хорошо развиты, редко укорочены. Обитают в травостое лугов и степей; в пустынной зоне встречаются в оазисах и тугаях. Питаются преим. злаками. Св. 50 видов - в Европе, Азии и Сев. Африке; в СССР 27 видов. Широко распространённые Т.- пятнистая, толстоголовая, Фишера, краснобрюхая и др.- иногда вредят хлебным злакам и др. растениям.



ТРАВЯНЫЕ ДЕРЕВЬЯ, древовидные однодольные растения из рода ксанторрея. В более широком смысле - особая жизненная форма, к к-рой, помимо большинства видов ксанторреи, относят роды Kingia и Dasypogon (сем. ксанторрейных), панданус и др.



ТРАГАКАНТ, трагакантовые астрагалы (Tragacantha), подрод растений рода астрагал сем. бобовых. Сильно ветвистые колючие кустарники, иногда образующие подушки. Листья парноперистые, с мелкими листочками и неопадающей твердеющей осью. Цветки различной окраски, скученные по 2- 15 в пазухах листьев. Плод - боб, б. ч. густоволосистый и односемянный. Ок. 240 видов, преим. в горах Зап. и Ср. Азии, неск. видов - на юге Европы, в Сев. Африке и Сев.-Зап. Индии. В СССР ок. 70 видов, в Крыму, на Кавказе, в Ср. Азии; обитают в степном поясе гор по сухим каменистым и щебнистым участкам горных плато и склонов, нередко образуя заросли. В древесине Т. содержится камедь (гуммитрагакант), применяемая в фармацевтич. (для приготовления пилюль, таблеток, лепёшек), в текстильной (в качестве загустителя красок при ситцепечатании и для аппретирования тканей и кружев) пром-сти.


[2607-7.jpg]

Трагакант войлочноветвистый: а - ветвь цветущего растения; б - лист с прилистником; в - цветок.


В СССР наибольшее значение как камеденосы имеют: Т. войлочноветвистый (Т. piletocladus) и Т. плотнейший (Т. densissimus); в странах Передней Азии - Т. камеденосный (Т. gumimfer), Т. приподнимающийся (Т. adscendens), Т. густоветвистый (Т. pycnocladus) и др.

Т. В. Егорова.


ТРАГЕДИЯ (греч. tragodia, букв.- козлиная песнь, от tragos - козёл в ode - песнь), драматич. жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагич. её исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Т. отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заострённо, как сгусток внутр. противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художеств. символа; не случайно большинство Т. написано стихами.

Исторически Т. существовала в различных проявлениях, однако сама суть Т., как и эстетич. категория трагического, была задана европ. литературам древнегреч. Т. и поэтикой. По Аристотелю, Т. есть "...подражание действию важному и законченному..." "посредством действия, а не рассказа; совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов". ("Поэтика", 1449 b; рус. пер., М., 1957).

Греч. Т. возникла из религ.-культовых обрядов, посвящённых богу Дионису (см. Дионисии), и сохранила печать ритуально-религ. действа: греч. Т. есть воспроизведение, сценич. разыгрывание мифа с его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей к единой для целого народа и его историч. судеб реальности. Именно поэтому греч. Т. даёт совершенные образцы законченных, органич. произведений иск-ва (Эсхил, Софокл); безусловной реальностью происходящего она глубоко, психологически и физиологически, потрясает зрителя, вызывая в нём сильнейшие внутр. конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством катарсиса). Такого единства жизненного и художеств., реального и мифологического, непосредственного и символически-обобщённого позднейшая Т. не знала; оно начинает разрушаться уже у Еврипида в связи со становлением человеческой индивидуальности, с расколом между судьбой личности и судьбой народа. Отныне Т. становится жанром лит-ры, к-рый в течение долгих столетий определяется правилами риторики (рим. Т., напр. Сенека, ср.-век. визант. и латинская).

Развитие жанра Т. неравномерно: новый расцвет наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения и барокко, когда лит.-риторич. жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит для себя реальное воплощение в живой традиции народного театра. Т. о., реальность вновь была осмыслена как трагич. свершение и разыграна как трагическая в формах театра. Кризис и "распад времён" выразились в исп. Т. от Л. Ф. де Вега Карпъо до Калъдерона де ла Барка и наиболее ярко - в англ. Т., прежде всего У. Шекспира. Формально далёкая от античности, шекспировская Т. изображает бесконечную реальность человеческого мира, к-рую не собрать в узел одного конфликта в критич. миг напряжения и разрешения, - сама кризисность неисчерпаема, можно лишь эпически-неторопливо прослеживать назревание кризиса, выявляя его во всём разнообразии жизненных форм, оттеняя и усиливая трагическое иронией и комизмом. Трагизм Шекспира не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой всё,- как и сама действительность, личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги. В сер. 17 в., особенно в Германии, противоречия эпохи предстают в крайнем обобщении: в трагедиях А. Грифиуса жизнь - жестокое, кровавое действо накануне конца истории, и задача трагич. персонажа - окончательный нравственный выбор вечного блаженства или вечных мук.

Во Франции, как результат рационалистич. осмысления риторич. традиции и её использования для реализации этич. конфликтов в духе рационалистич. психологии и философии, возникают блестящие образцы Т. классицизма (П. Кор-нель, Ж. Расин), Т. "высокого стиля" с непременным соблюдением так называемых "трёх единств" (времени, места, действия); эстетич. совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.

Реальность бурж. общества оказалась критической для самого существования жанра Т.- жизнь бесконечно дробится, подчиняясь трезвой прозе обыденности; одновременно разрушается риторич. канон лит. форм, рушится противопоставление стилей по их "высоте" и торжествyeт "среднее" - в драматургии "драла" как средний между трагедией и комедией вид (см. Драма, раздел 2-й). Грагич. напряжение и обобщённость тали достигаться косвенными способами (в т. ч. на комич. материале). Если нa рубеже 18-19 вв. Ф. Шиллер создаёт Т., обновляя "классический" стиль, то в эпоху романтизма Т. "обратна" античной - залогом субстанциального содержания становится не мир, а индивид с его душой (трагич. драма В. Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова). В Австрии Ф. Грильпарцер сталкивает "барочный" стройный образ мира с опустошённостью современности; в Германии К. Ф. Хеббель пытается возродить героич. действительность через Т., изнутри её.

В России реализм даёт убедительные образцы трагич. драматургии на основе широкого и углублённого изображения непосредственной действительности ("Гроза" А. Н. Островского, "Власть тьмы" Л. Н. Толстого); родство с жанром Т. сохраняет "историческая драма" А. С. Пушкина и