БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431начной и аналитической в нек-рой окрестности этой точки (см. Аналитические функции). Примеры: точка z = 0 является С. о. т. для функции е1/г, z sin-, cos-j + ln(z+l) и т. д. В окрестности С. о. т. 2о функция f(z) может быть разложена в Лорана ряд
[25B-28.jpg]

причём среди чисел b1, b2,... бесконечно много отличных от нуля. Это свойство часто используется для определения С. о. т. О поведении функции в окрестности С. о. т. позволяет судить Сохоцкого-Вейерштрасса теорема. Обобщением этой теоремы служит большая теорема Пикара: во всякой окрестности С. о. т. аналитич. функция принимает любое комплексное значение, кроме, быть может, одного. Последняя теорема, в свою очередь, имеет ряд обобщений и уточнений. В нек-рых отделах теории аналитич. функций под С. о. т. понимают также особые точки более сложной природы. Лит.: Маркушевич А. И., Теория аналитических функций, 2 изд., т. 1 - 2, М., 1967 - 68; Неванлинна Р., Однозначные аналитические функции, пер. с нем., М.- Л., 1941.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, часть речи, класс полнозначных слов (лексем), к-рый включает в себя названия предметов и одушевлённых существ и может выступать в предложении в функциях подлежащего и дополнения. С. относится к именным частям речи (см. Имя). С. могут противопоставляться другим

частям речи по употреблению в определённых синтаксических конструкциях (напр., в кит. яз. только С. выступает в качестве главного члена атрибутивной конструкции с "ды") и по сочетанию со служебными словами (напр., в бирм. яз. только С. сочетаются с вопросит, частицей ga1 - La3), а также по обладанию такими грамматич. категориями (или частью их), как род, именной класс, число, определённость, падеж, обусловливающими набор форм С. при склонении. В конкретном языке могут иметься все эти основания выделения С. как особого класса или первое и второе. Так, во вьетнамском яз. С. противопоставлены глаголам и прилагательным необходимостью связки La при употреблении их в роли сказуемого и их сочетаемостью с показателями единичности и множественности, особые же грамматич. категории у С. отсутствуют. В рус. яз., в отличие от других классов, С. функционирует и как дополнение, и как главный член атрибутивной конструкции с прилагательными и сочетается с предлогами; характеризуется категориями рода, числа и падежа. Дополнит, отличием С. от других частей речи может служить его фонетич. структура (напр., в яз. йоруба С. начинаются с гласного, а глаголы -с согласного).

Кроме функций подлежащего и дополнения, С. может выступать в функции обстоятельства ("идти лесом"), определения ("дом отца"), сказуемого (араб, 'ana ragulun -"я человек") или его именной части (англ, he is a hero - "он герой") и образовывать синтаксич. единства с предлогами, послелогами и счётными словами. По значению С. делятся на собственные (названия индивидуальных предметов - "Иван", "Москва") и нарицательные (прочие С.). Выделяются также конкретные (напр., "стол", "человек") и о твлечённые (напр., "белизна", "хождение") С. Последние часто являются производными от прилагательных и глаголов (отглагольные С.).

Лит.: Вопросы теории частей речи, Л., 1968. В. М. Живов.

СУЩЕСТВОВАНИЕ [позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto - существую], в диалектико-материалистической философии синоним бытия материи и сознания. В истории философии понятие "С." употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, к-рое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и С. коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге: С. вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творческим волением бога.

Англ, эмпиризм 17-18 вв. (Дж. Локк, Д. Юм) признаёт реальность единичных фактов, С. к-рых ниоткуда не выводимо и к-рые фиксируются в чувственном опыте - источнике всякого знания. Рационализм нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, Г. Гегель) в своём истолковании С. исходит из учения о тождестве мышления и бытия: С., по существу, трактуется здесь как нечто разумное, рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г. Лейбница и И. Канта. Лейбниц признаёт два рода истин: вечные истины разума и истины факта; однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеческого разума, в божественном разуме оно снимается. Кант признаёт онтологич. значение С. непознаваемой "вещи в себе", к-рое принципиально невыводимо логически, т. к. невозможно логически вывести существование ни одного чувственного явления (ибо рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).

Принципиально новый категориальный смысл С. получает у С. Къеркегора. Он противопоставляет рационализму (в частности, Гегеля) понимание С. как человеческого бытия, к-рое постигается непосредственно. С., по Кьеркегору,-единично, личностно, конечно. Конечное С. имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости С., т. е. от судьбы.

В 20 в. кьеркегоровскбе понятие С. возрождается в экзистенциализме (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно занимает центр, место. С. (т. е. экзистенция; отсюда сам термин "экзистенциализм") трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, т. е. выходом человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь С. с трансценденцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С.- не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к т. н. "пограничным ситуациям" (страдание, страх, тревога, вина), в к-рых выявляется природа С.

Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает С. как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историч. бытие, определяющее положение человека в обществе. См. ст. Бытие и лит. при ней. Я. П. Гайденко.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление -то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

В антич. философии сущность мыслилась как "начало" понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление - как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь "по мнению". Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из к-рых она составлена. По Платону, сущность ("идея") несводима к телесно-чувственному бытию, т. е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувственный, нематериальный характер, вечна, бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность ("форма вещей") не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю,- не выводится из той "материи", из к-рой строится вещь. В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное: В философии нового времени противопоставление С. и я. приобретает гносеологич. характер п находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.

И. Кант, признавая объективность сущности ("вещи в себе"), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизич. противопоставление С. и я., Г. Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля явление истолковывалось как чувственно-конкретное выражение "абсолютной идеи", что влекло за собой неразрешимые противоречия.

В бурж. философии 20 в. категории С. и я. получают идеалистич. истолкование: неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, "чувственные данные"; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность - как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования, явление же трактуется в субъективистском духе.

Подлинное содержание взаимоотношений С. и я. впервые было раскрыто марксистской философией. С. и я.-универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: "..