БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431фяных прессах при давлении 800- 1200 кгс/см2 в куски двух размеров: дл. 180 и 150, шир. 70 и 66 и выс. 25- 40 мм. Осн. свойства Т. б.: относительная влажность до 16%, зольность до 15%, теплота сгорания 3800-4000 ккал/кг, прочность на изгиб - не менее 30 кгс/см2. В СССР ежегодно производится ок. 4,9 млн. т Т. б. (1974) на брикетных заводах мощностью 30-125 тыс. т. Применяется как топливо для отопит. печей, каминов, котельных зданий коммунально-бытового назначения (детских учреждений, школ и др.). См. Торфяная промышленность.

ТОРФЯНОЙ ВОСК, продукт, получаемый при переработке торфяного битума. Различают сырой Т. в. (торфяной битум) - пенообразная масса от тёмно-коричневого до чёрного цвета с темп-рой плавления 50-75 °С, обессмоленный Т. в. и рафинированный Т. в. Битумы из торфа извлекают органич. растворителями: бензином, дихлорэтаном, смесью спирта с бензолом и др. Выход битумов 3-8% на абсолютно сухое вещество. Состав сырого Т, в.: воск 40-45%, парафин 40-45% и смола 20-10%. Обессмоленный Т. в. получается обработкой сырого Т. в. холодным бензином, а рафинированный Т. в.- обработкой обессмоленного Т. в. серной к-той и бихроматом калия. Т. в. применяется для приготовления модельных составов в произ-ве точного литья, в пром-сти пластмасс, для пропитки электродов и др.

ТОРФЯНОЙ ГАЗ, продукт термич. разложения торфа. Состав Т. г. в зависимости от влажности исходного торфа (в % по объёму): СО2 - 8,3...9,4; СmНn - 0,4; О2 - 0,1...0,2; СО - 25...27; Н2 - 16...17; СН4 - 2,3...3,0 и N2 - 44,5...45,5; теплота сгорания 1450- 1550 ккал/м3 (6,15-6,5 Мдж/м3). В связи с развитием добычи природного газа произ-во Т. г. в СССР сокращается.

ТОРФЯНОЙ КОКС, твёрдый продукт термического разложения торфа. Различают низкотемпературное коксование, или полукоксование, проводимое при конечной темп-ре нагревания торфа 550-600 °С, среднетемпературное (700- 750 °С) и коксование (900-1100 0С). Для получения Т. к. используется торф верхового типа, обладающий малой зольностью. Т. к. можно получать в печах непрерывного действия с внутренним или внешним обогревом. Отличается высокой реакционной способностью, малым содержанием серы и фосфора. Применяется для производства сорбентов, ферросплавов и др. В СССР Т. к. используется в качестве сырья при произ-ве активных углей.



ТОРФЯНОЙ ПРЕСС, машина для прессования измельчённого и высушенного торфа (в т. ч. сушёнки) в торфяные брикеты. Применяется для брикетирования торфа с плотностью 200-400 кг/м3 в целях получения высококачественного коммунально-бытового топлива - брикетов (см. Торфяной брикет). Основные узлы штемпельного Т. п.- станина, вертикальный загрузочный канал, пресс-блок с матричным набором, системы смазки, обогрева и охлаждения пресс-блока и трансмиссии. Т. п. различаются по типу приводного механизма штемпеля и по роду привода и могут быть одноштемпельные и многоштемпельные. Брикетируемый материал прессуется в открытой форме между торцом штемпеля, совершающего возвратно-поступательное движение, и торцом ранее образованного брикета, являющегося подвижным упором. В СССР распространены двухштемпельные прессы типа Б-2,4 (БПД-2) и Б-4,0 (Б 8232), имеющие соответственные параметры и размеры; производительность чистой работы 2,4 - 4,0 т/ч; усилие прессования не менее 100 и 160 т; число ходов штемпеля 70-80 в 1 минуту; мощность электродвигателя 100- 125 и 160 квт; масса 30 и 51 т. При внесении в конструкцию изменений Т. п. могут использоваться для брикетирования комбикормов, древесных опилок и др. сыпучих материалов.

Лит.: Булынко М. Г., Петровский Е. Е., Технология торфобрикетного производства, М., 1968. В. С. Солтицкий.


ТОРФЯНОЙ ФОНД, в СССР все выявленные и разведанные месторождения торфа. Управление Т. ф. осуществляют республиканские органы (напр., в РСФСР - Мин-во геологии РСФСР).

Месторождения торфа для пром. разработки предоставляются в порядке отвода земли (при наличии офиц. заключения органов управления Т. ф. на проект торфяного предприятия).

Отработанные земельные участки торфяное предприятие обязано ежегодно возвращать прежним землепользователям в состоянии, пригодном для использования под с.-х. угодья, лесные насаждения, рыбоводство, оставляя придонный (защитный) слой торфа не менее 0,15-0,5 м в зависимости от назначения участка. Контроль за приведением таких земель в пригодное состояние возложен на землеустроит. службу.

Колхозы, совхозы и др. землепользователи вправе разрабатывать месторождения торфа для своих хоз. и бытовых нужд в пределах своих землепользовании без предоставления горного отвода, в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик. Контроль за правильным использованием колхозами и совхозами Т. ф. осуществляется с.-х. органами.


ТОРФЯНОЙ ЭКСКАВАТОР, универсальный полноповоротный экскаватор, оборудованный уширенно-удлинённым гусеничным ходом и предназначенный для выемочных работ в слабонесущих грунтах. Различают землеройные (для рытья и ремонта осушит. сети, траншей и др.) и торфодобывающие Т. э. (производительностью 30-40 тыс. т торфа в год).



ТОРФЯНЫЕ МАШИНЫ, машины для подготовки торфяных месторождений к эксплуатации, добычи, сушки, уборки, погрузки и транспортировки торфа.

Характерные особенности Т. м.: небольшие удельные давления на грунт, сравнительно короткий рабочий период, вызванный сезонностью, высокая маневренность. Различают машины для осушения торфяных месторождений (см. Дренажные машины), их подготовки к эксплуатации, производства фрезерного торфа, добычи кускового торфа, погрузки и транспорта.

Предварит. осушение сильно обводнённых месторождений осуществляют машинами, состоящими из самоходного шасси на арочных шинах, рабочего органа (конические шнек-фрезы), дизельного двигателя, трансмиссии с гидропередачей (удельное давление 0,1 кгс/см2 или 10 кн/м2); осушение-полноповоротными торфяными экскаваторами, прицепными к трактору канавными машинами с конической дисковой фрезой, роторными прицепными к трактору канавоочистителями.

Подготовку торфяных месторождений к эксплуатации производят дизель-электрич. машинами для сведения леса (напр., МТП-43) с дополнит. оборудованием в виде пакетирующего устройства; прицепными (к трактору) машинами для глубокого фрезерования торфяной залежи вместе с кустарником и древесными включениями с рабочим органом - фрезой с чашечными ножами; прицепными машинами (напр., МТП-26) для корчевания пней с активным ротором; самоходными машинами для сбора и погрузки выкорчеванных пней в гусеничные прицепы-самосвалы; машинами с активным подборщиком, сепаратором, выдающим транспортёром; шнековыми профилировщиками (прицепными к трактору) с рабочим органом - шнеком для планировки и профилирования поверхности полей добычи торфа.

К машинам по произ-ву крошкообразного торфа фрезерным способом относятся три комплекса: прицепные к трактору скреперно-бункерные машины (см. Бункерная уборочная машина); бункерные самоходные гусеничные пневматич. комбайны (см. Бункерный комбайн), оборудованные пневмосистемой с рециркуляцией воздуха, дизельным двигателем и фрезбарабаном; самоходные уборочно-перевалочные машины. Для фрезерования торфяной залежи применяют прицепные фрезбарабаны, имеющие секционные фрезы с режущими элементами - коническими штифтами, трансмиссию и раму с опорным, прицепным и регулирующим устройством. Для ускорения сушки фрезерного торфа применяют ворошилки торфяные. В нек-рых схемах добычи применяют валкователи торфяные.

К машинам по добыче кускового коммунально-бытового торфа относятся комплексы из 4 прицепных добывающих машин, оборудованных дисковыми фрезами и шнековым перерабатывающим устройством, и одной уборочной машины с рабочим органом - ребристым валиком, наклонным транспортёром и подвижным бункером для транспортирования и складирования готового торфа. Торф добывается также многоковшовыми экскаваторами, оборудованными перерабатывающим устройством (перетирателем), затем самоходными стилочными машинами выстилается на поля сушки, где переворачивается универсальными машинами. Погрузка торфа на полях производится полноповоротными кранами и экскаваторами. Торф транспортируется преим. по ж.-д. узкой колее 750 мм в металлич. вагонах. Для строительства и ремонта узкоколейных ж.-д. путей используют комплекс путевых машин. Илл. см. в статьях Торф, Бункерная уборочная машина, Бункерный комбайн.

Лит.: Колотушкин В. И., Справочная книжка торфяника, М., 1973; Торфяные машины. Каталог-справочник, 2 изд., М., 1974. В. Н. Колесим.



ТОРФЯНЫЕ ПОЧВЫ, болотные торфяные, или торфяно-болотные, почвы, группа почвенных типов, формирующихся в условиях избыточного увлажнения атмосферными, застойными пресными или слабопроточными в той или иной степени минерализованными грунтовыми водами. Т. п.- это верхняя часть торфяных залежей болот. Образуются под специфической влаголюбивой растительностью. Распространены в основном в умеренном поясе Сев. полушария. Осн. характерный процесс для Т. п.- начальные стадии торфообразования (накопление полуразложившихся растит. остатков); при нарастании новых слоев Т. п. нижние сло