БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431исле т. н. Малатийское евангелие, 1268, Матенадаран, Ереван). В творчестве Т. Р., знаменующем собой вершину в развитии всей арм. книжной миниатюры, нашли яркое отражение черты нового мышления, во многом отошедшего от ср.-век. мировоззренческих представлений. Характерные черты произв. Т. Р. - чёткость композиционных решений, особая ясность трактовки пространства (достигаемая применением отд. приёмов прямой перспективы), богатство орнаментики, изысканность колорита (в к-ром яркие пятна локального цвета гармонично сочетаются со сложными смешанными тонами), благородство и сдержанность образного строя. Наделяя позы своих персонажей жизненностью и динамикой, стремясь дифференцировать их характеры и душевные состояния, Т. Р. отчасти преодолевал традиционную для ср.-век. искусства условность в трактовке образа человека. И. Р. Дрампян.

ТОРОСЫ, нагромождения обломков льдин в ледяном покрове морей, рек, озёр. Образуются в результате бокового давления ледяных полей друг на друга, а также на берега и на мелководные участки дна и происходящего при этом обламывания их краёв. Наиболее развиты в Вост.-Сибирском и Чукотском морях, а также в открытой части Сев. Ледовитого ок., где их высота иногда превышает 8-9 м (в прибрежных частях до 15-20м). Среди форм торосообразо-вания различают: гряды (в дрейфующем сплошном льду), барьеры (гряды Т. на припае, местами сидящие на грунте), ропаки (отдельные вертикально или наклонно стоящие льдины), стамухи (отдельные нагромождения, сидящие на мели). Степень торосистости поверхности ледяного покрова оценивается по пятибалльной шкале (0 баллов - поверхность льда ровная, 5 баллов - поверхность льда сплошь покрыта Т.).



ТОРП (Thorpe) Томас Эдуард (8.12.1845, Барнс-Грин, близ Манчестера,- 23.2. 1925, Солком, Девоншир), английский химик и историк химии, чл. Лондонского королев. об-ва (1876). Окончил Гейдельбергский ун-т. Проф. ун-тов в Глазго (с 1870), Лидсе (с 1874); проф. Королевского колледжа в Лондоне в 1885-1912. Президент Хим. общества Великобритании (1899-1901). Получил соединения фосфора: PFs (1877), Р2О4 (1886), Р2О3 (1890-91). Одним из первых определил атомную массу радия (1908). Редактор "Словаря прикладной химии" (т. 1-3, 1890-93).



ТОФПАРИ (швед. torpare, фин. torppari), в Швеции и Финляндии арендатор участка земли (швед. torp, фин. torppa), сдаваемого в долгосрочную или пожизненную аренду, как правило, за отработки. До 16 в. торп - гл. обр. собственное небольшое крест. х-во, основанное за пределами деревни, общины. В совр. значении слова Т. появились в кон. 16 - нач. 17 вв. Система аренды была вызвана гл. обр. необходимостью в условиях отсутствия личной зависимости крестьянина от феодала обеспечить дворянское землевладение рабочей силой. С 1743 торпы стали основываться не только на помещичьих, но и на крест. землях, что привело к быстрому росту числа Т. (в Финляндии к 1895 - 70 тыс.; в Швеции в кон. 19 в.- ок. 100 тыс.). В 20-30-х гг. 20 в. число Т. значительно сократилось ввиду механизации с. х-ва и предоставления им права выкупа своих участков. Последние х-ва Т. перестали существовать в 50-е гг.



ТОРПЕДА [от лат. torpedo - электрический скат (рыба)], вид оружия, представляющий собой самодвижущийся, самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий заряд взрывчатого вещества (обычного или ядерного). Предназначен для выведения из строя подводных лодок, надводных кораблей, разрушения причалов, доков и др. объектов, расположенных у уреза воды. Состоит на вооружении подводных лодок, противолодочных кораблей, эскадренных миноносцев, торпедных катеров, а также самолётов и вертолётов. На кораблях Т. выпускаются с помощью торпедных аппаратов. Первый образец Т. был построен в 1866 англичанами Р. Уайтхедом и М. Лупписом. Она была похожа на веретено, дл. 3,5 м, общая масса 140 кг (масса взрывчатого вещества ок. 8 кг), имела дальность хода до 800 м при скорости 6-8 уз (11-15 км/ч). С 70-х гг.


[2606-6.jpg]



Т. быстро поступали на вооружение флотов многих гос-в и вскоре составили осн. оружие миноносцев, подводных лодок, торпедных катеров; имелись также на линейных кораблях и крейсерах. Впервые применены рус. кораблями во время рус.-тур. войны 1877-78. Использовались в рус.-япон. войне 1SC4-05 (выпущено 263 Т.) и 1-й мировой войне 1914-18 (выпущено 1500 Т.). До 2-й мировой войны 1939-45 в качестве двигателя Т. служила поршневая машина, работавшая на парогазовой смеси, во время войны - турбина. В нач. 30-х гг. появилась торпедоносная авиация. Во 2-й мировой войне только подводными лодками, надводными кораблями и торпедоносной авиацией США и Великобритании было выпущено ок. 30 тыс. Т. В вооруж. силах Японии использовались Т., управляемые человеком (см. Кайтен).

Т. совр. флотов в зависимости от типа двигателя делятся на парогазовые, электрические и реактивные. Длина корпуса Т. составляет от 2,6 до 9 м и более. Т. имеет контактный взрыватель, срабатывающий при ударе Т. о корпус корабля, или неконтактный, срабатывающий при воздействии на него различных физ. полей корабля на определённом расстоянии, обеспечивающем поражение корабля от взрыва заряда под его днищем. Т. оборудованы сложной аппаратурой, к-рая автоматически управляет их движением по направлению и глубине. В зависимости от характера траектории Т. делятся на самонаводящиеся, маневрирующие и прямоидущие. Универсальные Т. способны поражать подводные лодки и надводные корабли. ф. и. Козлов.

ТОРПЕДИРОВАНИЕ СКВАЖИН, взрывные работы, проводимые в буровых скважинах при помощи спец. зарядов - торпед. Применяются в глубоких скважинах, буримых или пробурённых для разведки и добычи полезных ископаемых (нефти, газа, воды и др.). Т. с. впервые было применено в кон. 19 в. в США (Оклахома) и России (Баку).

При бурении Т. с. используется для профилактики прихватов инструмента в скважине, дробления аварийного металла (главным образом с помощью кумулятивных осевых торпед), раз-винчивания прихваченных бурильных труб в заданном месте и освобождения их "встряхиванием" (торпеда из детонирующего шнура), а также для обрыва и перерезания труб соответственно фугасными торпедами и кумулятивными труборезами. В эксплуатационных скважинах (пробурённых главным образом на воду) с проволочными и сетчатыми фильтрами Т. с. применяется для разглинизации фильтра сразу после бурения или удаления осадка, отложившегося на нём в ходе эксплуатации (торпеда ТДШ). Взрыв и сопутствующая ему пульсация продуктов взрыва (сопровождается движением жидкости) полностью удаляют осадок с фильтра, способствуя увеличению дебита скважины. Т. с. может использоваться для вскрытия пласта (обычно торпеда из шашек взрывчатого вещества - ТШ). Для увеличения дебита скважин, продуктивные пласты к-рых представлены прочными породами, при Т. с. используют большие заряды, масса к-рых достигает неск. т взрывчатого вещества.

Торпеды для взрывания в скважинах: а - торпеда из детонирующего шнура; 6 - торпеда из термостойких шашек; в - торпеда из больших шашек; г - торпеда кумулятивная осевая; 1 - головка торпеды; 2 - детонирующий шнур; 3 - трос; 4 - груз; 5 - взрывной патрон; 6 - заряд торпеды; 7 - корпус; 8 - трос для сбора зарядов; 9 - взрыватель замедленного действия; 10 - кумулятивная воронка.
[2606-7.jpg]



В отдельных случаях для этой цели в пласт или его трещины задавливается жидкое или пастообразное взрывчатое вещество. Инициирование взрыва часто производится взрывателями с замедлением (до 10 сут), а защита ствола осуществляется установкой над торпедой цементных мостов, разбуриваемых после взрыва. В неглубоких (до 0,2-0,5 км) скважинах (напр., на воду) для этой цели применяют торпеды с относительно небольшой массой (от единиц до десятков кг), а сам взрыв выполняется без защиты ствола.

На выбор заряда и конструкции торпед существенное влияние оказывают темп-ра и давление в скважинах. Созданы торпеды (1975), пригодные для использования при давлениях до 150 Мн/м2 и темп-ре до 250 °С, в к-рых применяются спец. термостойкие взрывчатые вещества и средства взрывания.

Лит.: Ловля С. А., Горбенко Л: А., Каплан Б. Л., Торпедирование и перфорация скважин, М., 1959; Прострелочные и взрывные работы в скважинах, М., 1972. С. А. Ловля.



ТОРПЕДНЫЙ АППАРАТ, устройство на кораблях для хранения и выстреливания торпед. Представляет собой трубу диаметром и длиной, соответствующими калибру выстреливаемой торпеды. Внутри трубы имеются спец. стопора и направляющие, на к-рых находится торпеда в походном положении. На наружной части аппарата устанавливаются приборы для ввода данных в торпеду от системы управления стрельбой, включения двигателя при выстреле и устройства для обслуживания торпеды в походном положении. На подводных лодках Т. а. закреплены неподвижно; на надводных кораблях они, как правило, поворотные. Торпеды выстреливаются сжатым воздухом (пневматич. способ) или водой, вытесняемой сжатым воздухом из специальных резервуаров (гидропневматический способ). На подводной лодке имеется от 2 до 10 и более Т. а., на надводных кораблях - от 1 до 5 (каждый из 1-5 труб, рис.).