БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ние Т. у. особенно удобно для сопоставления экономичности различных теплоэнергетич. установок. Напр., в энергетике используется след. характеристика - кол-во Т. у., затраченное на выработку единицы электроэнергии. Эта величина д, выраженная в г Т. у., приходящихся на 1 квт*ч электроэнергии, связана с кпд установки [2605-16.jpg] соотношением[2605-17.jpg] С помощью Т. у. можно составить топливный баланс или суммарный энергетич. баланс отрасли, страны и мира в целом (см. Топливная промышленность).

В нек-рых странах принят иной подсчёт Т. у., напр. во Франции в качестве Т. у. принято топливо, имеющее либо низшую теплоту сгорания 6500 ккал/кг (27,3 Мдж/кг), либо высшую теплоту сгорания 6750 ккал/кг (28,3 Мдж/кг); в США и Великобритании в качестве крупной единицы Т. у. принимают единицу учёта, равную 1018 брит. тепловых единиц (36 млрд. т Т. у.).

И. Н. Розенгауз.



ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК, бензозаправщик, самоходный или прицепной агрегат для транспортировки жидкого топлива и заправки двигателей летательных аппаратов. На ходовой части Т. (шасси автомобиля, прицепа или полуприцепа с автотягачом) расположены цистерна, насос с приводом, приёмо-раздаточная арматура, топливные фильтры, контрольно-измерит. приборы, кабина с механизмами управления, заземляющее устройство и средства противопожарной защиты. Вместимость цистерн Т. 4000-50000 л. В нек-рых случаях Т. используют для заправки топливом танков и др. самоходных машин (гл. обр. военных), а также в районах, где нет топливозаправочных станций и топливо-раздаточных колонок.



ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНАЯ КОЛОНКА, бензораздаточная колонка, предназначена для измерения и отпуска жидкого топлива в баки трансп. и др. самоходных машин или в тару потребителя. Устанавливается на автозаправочной станции или в пунктах заправки. Для подачи больших объёмов топлива используют центробежные или роторные насосы с электроприводом; для выдачи небольших доз топлива - ручные поршневые или крыльчатые насосы. Отпускаемое топливо измеряется мерными сосудами или объёмными счётчиками и регистрируется контрольным устройством. Т. к. могут иметь ручное, дистанционное и комбинированное управление. На Т. к. с автоматич. управлением выдача топлива производится после того, как в соответствующее гнездо панели вставлен ключ, опущены перфокарта, жетон или монета. Наиболее распространены Т. к. производительностью 5-40 л/мин с минимальной дозой отпуска топлива 2 л (точность измерения ±0,2-0,5% от действит. объёма выданного топлива). Наконечник заправочного шланга и заправляемая машина заземляются.

Н. Ф. Кайдаш.



ТОПОГРАФИИ БАРИЧЕСКОЙ МЕТОД, метод графич. представления давления, темп-ры, влажности и ветра в тропосфере и стратосфере при помощи карт топографии барической, составленных по данным радиозондирования атмосферы (см. Синоптические карты) в целях анализа атм. процессов и прогноза погоды. Мерой высоты при построении карт барич. топографии служит геопотенциал [2605-18.jpg] представляющий работу, совершаемую при поднятии единицы массы воздуха в поле силы тяжести [2605-19.jpg]от исходного уровня с давлением [2605-20.jpg] на высоту[2605-21.jpg] с давлением [2605-22.jpg] ([2605-23.jpg] выражено в линейных, а [2605-24.jpg]- в динамич. метрах).

За единицу геопотенциала принят динамический метр, представляющий собой работу, к-рую необходимо затратить для подъёма единицы массы воздуха от уровня моря на 1 м на широте [2605-25.jpg] . Значение ускорения силы тяжести[2605-26.jpg] для любой широты до высоты 30 км в расчётах геопотенциала принимают постоянной и равной 9,8 м/сек2. Для того чтобы выразить положение изобарической поверхности в единицах работы таким же числом, что и её геометрич. высота г, было введено понятие геопотенциальной высоты [2605-27.jpg] . Геопотенциальные высоты вычисляют по барометрич. формуле геопотенциала:

[2605-28.jpg]

где [2605-29.jpg] - геопотенциальные высоты на нижнем и верхнем уровне, a p1и р2 - соответственно давление на этих уровнях, [2605-30.jpg] - средняя виртуальная темп-pa слоя воздуха, заключённого между уровнями

Н1 и Н2.

Если высота к.-л. изобарической поверхности отсчитывается от уровня моря, то геопотенциал наз. абсолютным, а если от ниже расположенной изобарич. поверхности - относительным. Поэтому абс. геопотенциал любой изобарич. поверхности зависит от давления на уровне моря и средней виртуальной темп-ры в слое воздуха, заключённого между уровнем моря и интересующей изобарич. поверхностью, а относительный геопотенциал - только от Tvm (т. к. давление на нижнем и верхнем уровнях принимается постоянным).

Карты, на к-рые нанесены значения абс. геопотенциала, темп-ры и влажности воздуха, направления и скорости ветра на данной изобарич. поверхности, наз. картами абс. барич. топографии, а карты с данными относит. геопотенциала - картами относит. барич. топографии. На картах абс. барич. топографии проводятся линии равных значений геопотенциала (обычно через 40 геопотенциальных метров), наз. изогипсами и представляющие собой линии пересечения изобарич. поверхности с поверхностями уровня. Поскольку изобарич. поверхности в циклонах имеют вогнутую к земной поверхности форму, а в антициклонах - выпуклую, то циклоны и антициклоны на этих картах представляют собой области с замкнутыми изогипсами, соответственно с низкими и высокими значениями геопотенциала в центре. Расстояние между соседними изогипсами пропорционально величине градиента давления и, следовательно, скорости ветра; чем гуще изогипсы, тем больше скорость ветра; направление ветра примерно параллельно изогипсам, причём ветер дует так, что низкое значение давления в Северном полушарии будет слева, а высокое - справа.

На картах относит. барич. топографии, характеризующих среднее поле темп-ры между двумя изобарич. поверхностями, области холода и тепла очерчиваются также изогипсами, при этом местоположение очагов холода чаще всего совпадает с циклонами и ложбинами, а очагов тепла - с антициклонами и гребнями.

Совместный анализ карт абс. и относит. барич. топографии, а также приземных карт погоды позволяет установить вертикальную структуру барич. систем, их возникновение, перемещение и эволюцию, интенсивность переноса теплоты и влаги на различных высотах; по сгущению изогипс на картах абс. барич. топографии - расположение струйных течений, по сгущению изогипс на картах относит. барич. топографии - фронтов атмосферных. На основании такого анализа представляется возможным прогнозировать развитие атм. процессов и составлять прогнозы погоды.

Основы Т. б. м. были разработаны В. Ф. К. Бъеркнесом (1912), а его практическое применение в службах погоды различных стран стало возможным с развитием сети радиозондирования атмосферы. Регулярное составление карт барической топографии в СССР начато в 1938.

Лит.: Бугаев В. А., Карты барической топографии, Л., 1950; Руководство по краткосрочным прогнозам погоды, 2 изд., ч. 1, Л., 1964; Зверев А. С., Синоптическая метеорология и основы предвычисления погоды, Л., 1968. И. В. Кравченко.



ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ, направление анатомии, изучающее взаиморасположение органов и систем организма в условиях нормы и патологии с учётом его возрастных, половых и конституциональных особенностей. Данные Т. а. обосновывают рациональные оперативные доступы к различным органам. В СССР Т. а. вместе с оперативной хирургией составляет самостоят. теоретич. (подготовительную к клинич. хирургии) мед. дисциплину и предмет преподавания. Помимо методов нормальной анатомии, в Т. а. применяют распилы замороженного или фиксированного трупа, рентгенологич. и др. методы исследования человека. Основоположник науч. Т. а.- Н. И. Пирогов, деятельности к-рого предшествовали работы И. В. Буялъского и др. Дальнейшее развитие Т. а. в России и СССР связано с трудами анатомов и хирургов А. А. Боброва, П. И. Дьяконова, В. Н. Шевкуненко, С. И. Спасокукоцкого, А. В. Мартынова, А. В. Вишневского, Б. В. Петровского, В. В. Ко-ванова, Ю. М. Лопухина, Б. В. Огнева и др. За рубежом исследования по Т. а. и преподавание её проводятся на хирур-гич. кафедрах.

Лит.: Пирогов Н. И., Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций, пер. с нем., в. 1 - 5, СПБ, 1881 - 82; Лекции топографической анатомии и оперативной хирургии, 2 изд., М., 1908; Краткий курс оперативной хирургии с топографической анатомией, [Л.], 1951; Огнев Б. В., Фраучи В. X., Топографическая и клиническая анатомия, М., 1960; Удерман Ш. И., Избранные очерки истории отечественной хирургии XIX столетия, Л., 1970; Островерхов Г. Е., Лубоцкий Д. Н., Бомаш Ю. М., Оперативная хирургия и топографическая анатомия, 3 изд., М., 1972. А. В. Краев.



ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ - подробные, единые по содержанию, оформлению и математич. основе географические карты, на к-рых изображаются природные и социально-экономич. объекты местности с присущими им качественными и количественными характеристиками и особенностями размещения. Предназначены для многоцелевого хоз., науч. и воен. (см. Военная топография) применения. Т. к. строятся по законам проектирования физ