БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431альных и алюминиевых прокатных профилей, составные и гнутые профили, тонкостенные элементы из железобетона, асбестоцемента, пластмасс и др. материалов. В зависимости от формы поперечного сечения различают Т. с. открытые (двутавр, швеллер, уголок) и замкнутые (напр., коробчатые). Т. с. применяются в стр-ве, машиностроении, самолётостроении и т. д.

В отличие от обычных (сплошных) стержней, сечения Т. с. при его деформации не остаются плоскими (явление депланации), что исключает возможность использования при расчёте Т. с. гипотезы плоских сечений. При точном расчёте Т. с. рассматривается как оболочка. Однако на практике обычно пользуются т. н. технич. теорией Т. с., осн. на гипотезах о недеформируемости контура поперечного сечения и об отсутствии сдвигов в срединной поверхности стержня.

Лит.: Власов В. 3., Тонкостенные упругие стержни, 2 изд., М., 1959.


ТОНКОТЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ (Colobinае), подсемейство низших узконосых обезьян сем. мартышкообразных. Дл. тела 41-83 см, хвоста 50-110 см (у симиасов - 13-15 см). Голова округлая, нижняя челюсть короткая. Защёчные мешки отсутствуют. 6 родов: толстотелы, лангуры (Presbytis), пигатриксы (Pygathrix), носачи, ринопитеки и симиасы (три последних рода объединяют под общим назв. носатые обезьяны). Рас-

пространсны Т. о. в Юго-Вост. Азии, лишь толстотелы - в Африке. Ведут древесный образ жизни, нек-рые (ринопитеки, лангуры) обитают в горах до высоты 3600 м. Питаются листьями, плодами, молодыми побегами.


ТОНЛЕСАП, река в Кампучии, прав. приток р. Меконг. Вытекает из оз. Тонлесап. Дл. св. 400 км, пл. басс. ок. 85 тыс. км2. Ср. расход воды ок. 1300 м3/сск. Судоходна. В период половодья на Меконге на Т. наблюдается обратное течение; см. Тонлесап (озеро). На Т.- г. Кампонгчнанг, в устье - столица гос-ва - г. Пномпень.


ТОНЛЕСАП, Сап, озеро в Кампучии, крупнейшее на п-ове Индокитай. Пл. от 2,5-3 тыс. км2 (в сухой зимний сезон) до 10 тыс. км2 и более (в сезон летних муссонов). Глуб. меняется соотв. от 1-2 м до 10-14 м. Является реликтом мор. залива, соединено с Меконгом р. Тонлесап. В период половодья на Меконге значит. часть его стока поступает в Т., с началом сухого сезона происходит отток воды из Т. в Меконг, освобождаются обширные, удобренные илом с.-х. земли, на к-рых возделывается рис. Богато рыбой (гл. обр. сем. карповых). Прибрежная зона густо населена, характерны свайные постройки. Близ сев. побережья - Ангкор (архит. ансамбли 9-13 вв.).


ТОННА (франц. tonne, от позднелат. tunna - бочка), наименование различных единиц массы. Т. метрическая равна 1000 кг. Обозначения: рус. т, меж-дунар. t. В США применяются длинная Т. (1. tn) и короткая Т. (sh. tn). Т., применяемая в Великобритании, равна длинной Т. 1 длинная Т. = 20 длинным ханд-редвейтам (центнерам) = 2240 торговым фунтам = 1016,047 кг; 1 короткая Т. = 20 коротким хандредвейтам (цен-талам) = 2000 торговым фунтам = = 907.185 кг. 1 Т. метрич. = 10 ц = = 61,04821 русского пуда.


ТОННЕЛЬ, туннель (англ. tunnel), горизонтальное или наклонное подземное сооружение, служащее для трансп. целей, перемещения воды, прокладки подземных коммуникаций и т. п. По назначению различают Т. ж.-д., автодорожные, Т. метрополитенов, на пересечениях в разных уровнях гор. дорог и трансп. магистралей (см. Переход пешеходный, Транспортный тоннель), судоходные тоннели, Т. для неск. видов транспорта (в одном сеченги), гидротехнические тоннели, коммунальные (для гор. сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и др.), спец. назначения (входящие в состав подземных сооружений ГЭС, складов, гаражей и т. д.). По местоположению (рис. 1) Т. подразделяют на горные (проложенные в горных р-нах - через хребты, годоразделы и отд. возвышенности), подводные (см. Подводный тоннель) и равнинные, или городские (напр., Т. метрополитенов).

Историческая справка. Истоки тоннелестроения уходят в глубокую древность. В Вг.вилоне, Египте, Греции и Риме подземные работы проводились задолго до н. э.- сначала при добыче полезных ископаемых, сооружении гробниц и храмов, а затем для водоснабжения и транспорта. Дорожные, водопроводные и дренажные Т. сооружались преим. сводчатого очертания, в устойчивых скальных породах, без закрепления последних. Проходческие работы велись примитивными орудиями. После падения Римской империи в стр-ве Т. наступил период относит. застоя; Т. сооружались преим. в военных целях. В конце ср. веков в связи с расширением междунар. торговых связей началось стр-во судоходных Т., соединявших водные пути сообщения. Предпосылкой к этому явилось применение чёрного пороха для взрывания скальных пород. Первый ж.-д. Т. (дл. 1,19 км) был построен в Великобритании на линии Ливерпул - Манчестер в 1826-30. Изобретение пироксилина и динамита, а также успешное применение в горном деле бурильных машин обеспечили возможность сооружения больших альп. Т. между Францией, Италией и Швейцарией. До нач. 1-й мировой войны 1914-18 было построено 26 Т. дл. более 5 км каждый, в т. ч. Симплонский Т. дл. ок. 20 км, соединивший Италию со Швейцарией. Среди сооружённых в 1920-х - нач. 1930-х гг. выделяются Большой Апеннинский двухпутный ж.-д. Т. на линии Флоренция - Болонья (Италия) дл. 18,5 км, а также Ровский судоходный Т. на водной магистрали Марсель - Рона (Франция) дл. св. 7 км. Наряду с горными Т. развивалось стр-во и подводных Т., ставшее возможным благодаря применению щитов проходческих (в сочетании со сжатым воздухом) и сборной обделки. Щитовым методом сооружён ряд крупных подводных Т., напр. под р. Гудзон (США) дл. 2,5 км, под Симоносекским проливом (Япония) дл. св. 6 км (1936-41). Стр-во подводных Т. получило дальнейшее развитие в связи с применением опускных секций дл. до 150 м.

В России первый ж.-д. двухпутный Ковенский Т. (дл. 1,28 км) был построен в 1862. В кон. 19 в. сооружено много Т. на жел. дорогах Урала, Крыма и Кавказа. Наиболее крупный среди них - Сурамский Т. дл. ок. 4км (1886-90). В нач. 20 в. был построен ряд Т. в Сибири и на Д. Востоке. Значит. развитие тоннелестроение получило в СССР в связи с интенсивным ж.-д. стр-вом, созданием сети ГЭС, сооружением метрополитенов и объектов гор. подземного х-ва.

Основные элементы тоннелей. Для сооружения Т. необходима выработка - полость, искусственно создаваемая в земной коре в один или неск. этапов, начиная со штольни (обычно трапециевидного сечения). В крепких невыветривающихся скальных породах однородного строения выработка Т. может быть оставлена без закрепления, в неустойчивых породах требуется установка врем. крепей горных, заменяемых впоследствии постоянной конструкцией - обделкой (монолитной или сборной). Обделка-важнейший элемент Т., образующий его внутр. поверхность, воспринимающий горное давление и обеспечивающий защиту Т. от подземных вод. Головная часть (или входной участок) Т. наз. порталом; он обеспечивает устойчивость лобового и боковых откосов, т. н. предпортальной выемки, и придаёт архитектурное оформление входу в Т. Для защиты от затопления входных участков подводных Т., а также в гор. условиях применяют рампу - железобетонную конструкцию корытообразного сечения.

Проектирование трассы тоннеля. Глубина заложения Т., его длина, расположение в плане и профиле, форма поперечного сечения зависят от назначения Т., топографич., геологич. и климатич. условий. При проектировании и сооружении Т. выполняют комплекс геодезич. работ по выбору и закреплению оси Т. в плане и профиле, по вычислению её геометрич. элементов, перенесению этой оси внутрь выработки, по определению длины оси и разбивке поперечных сечений Т. По трассе Т. проводят инженерно-геол. изыскания для установления геол. строения прорезаемого горного массива, характера напластований, степени устойчивости и физико-механич. свойств горных пород, гидрогеол. режима и хим. состава подземных вод, наличия газов, темп-ры в выработке, ожидаемого горного давления и т. д. Эти данные получают на основе проведения геологоразведочных работ и гидрогеол. исследований при помощи скважин, геофизич. методами и, в отд. случаях, по результатам разведочных выработок.

В плане Т. может быть расположен (полностью или частично) на прямой и на кривой. Строительно-эксплуатационными преимуществами обладают Т., располагаемые на прямых, т. к. при трассировании Т. на кривых существенно возрастает объём выработки, усложняются работы по возведению тоннельных конструкций и ухудшаются условия вентиляции и видимости в Т. В ряде случаев (напр., при развитии ж.-д. линии внутри горного массива) строят петлевые испиральные Т.

Продольный профиль Т. может быть одно- и двускатным (с уклоном в обе стороны от середины Т.). По условиям водоотвода расположение Т. на горизонтальных участках не допускается. При большой длине Т. и его расположении на кривых требуется снижение уклона пути.

Материал и конструкции тоннелей. Осн. материалы для возведения тоннельных обделок - монолитный бетон, монолитный и сборный железобетон, чугун и сталь. Их выбор производится в зависимости от условий района стр-ва и способа тоннельных работ. Монолитный бетон и железобетон применяют гл. обр. при прокладке Т. в труднодоступных р-нах (где с