БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 такового или в руках определённого исполнителя; напр., "приятный Т.", "бархатный Т."). 8) У мейстерзингеров мелодия, в особенности мелодия-модель, для распевания на различные тексты (напр., мелодия Г. Сакса "Серебряный тон"). ю. Н. Холопов.


ТОН цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами "красный, синий, сиреневый" и т. д.; различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой Т. (напр., "изумрудная зелень", "лимонная", "жёлтая" и т. д.). В живописи Т. наз. также осн. оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произв. и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчётом на объединение цветов общим Т. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различия в их сочетаниях Т. в картине может быть серебристым, золотистым, тёплым или холодным и т. д. Термином "Т." в живописи определяют также светлоту цвета.



ТОН в языке, 1) мелодическое варьирование высоты звука (звуковысотных характеристик) при произнесении слогов, фонологически значимое в языке. Т. реализуется в виде повышения или понижения голоса, к-рое может быть либо неизменным (равновысотным) на протяжении слога, либо изменяться от одного высотного уровня к другому. Число таких уровней (регистров) в разных языках различно, но в целом оно предположительно не превышает 4 (верхний, два средних и нижний). Т., не изменяющие регистра на протяжении слога, называются ровными; изменяющие регистр называются скользящими (контурными). Последние группируются по характеру направленности: однонаправленные (восходящие/нисходящие), двухнаправленные (восходяще-нисходящие/нисходяще-восходящие). Напр., в кит. яз. ма-"мать" (ровный Т.), нань - "юг" (восходящий Т.), ли -"стоять" (нисходящий Т.), сё -"писать" (нисходяще-восходящий Т.). В нек-рых языках (напр., во вьетнамском) для различения Т. важны и др. признаки: интенсивность, длительность, фарингализация, наличие гортанной смычки. Реализация Т. может зависеть и от качества согласных, входящих в слог (напр., в тангутском яз. глухие начальные согласные сочетаются с высоким регистром слогового Т., звонкие - с низким). Высотные (тональные) модификации голоса как элемент фразовой мелодики свойственны всем языкам, но не во всех имеются Т. (см. Тональные языки). В нек-рых языках (напр., в сербскохорватском) Т. различаются лишь в ударном слоге; в этом случае Т. обычно рассматриваются как разновидность словесного ударения (см. Музыкальное ударение). В языках, где Т. свойственны всем слогам, они наз. также слоговым акцентом. Т. образуют особую систему суперсегментных единиц языка со своей парадигматикой и синтагматикой. Т. являются средством выражения лексич. и грамматич. значений, напр., в кит. яз. шй -"терять", ши - "десять", шй -"дело", ши-"история"; в нуэр (нилотский яз.) lei -"животное", lei - "животные". В речевом потоке различия между Т. покоятся на линейном контрасте, а не на абсолютной физической высоте звука; один и тот же Т. в разных позициях может изменять свои абсолютные характеристики, но его опознаваемость сохранится благодаря контрасту с др. Т. и парадигматич. единству морфемы. Количество Т. в языках мира колеблется от 2 до 10.

2) Акустич. характеристика звука, определяемая концентрацией энергии в области верхних или нижних частот. В фонетике вместо термина "Т." в этом значении употребляется термин "тональность". Различаются высокотональные и низкотональные звуки; напр., по средней частоте форманты F2 гласные рус. яз. "у", "о", "а" относятся к низкотональным, "э", "и" - к высокотональным. В фонологии эта характеристика используется как один из универсальных различит. признаков фонем, входящий в систему признаков, сформулированных Р. О. Якобсоном и М. Халле.

Лит.: 3индер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ., М., 1964; Pike К. L., Tone languages, 5 print., Ann Arbor, 1961; Wang S.-J., Phonological features of tone, "International journal of American linguistics", 1967, v. 33, № 2, pt. 1; Welmers Wm. E., African language structures, Berkeley-Los Ang.- L., 1973. В. А. Виноградов.



ТОНАВОНДА (Tonawanda), город на С.-В. США, в шт. Нью-Йорк, сев. пром. пригород г. Буффало. 108 тыс. жит. (1974). Центр чёрной металлургии и металлообработки .



ТОНАДИЛЬЯ (исп. tonadilla, букв.- песенка), испанская муз. комедия 18 - нач. 19 вв. Первоначально - песенка с припевом, позднее - небольшая сценка с музыкой и танцами, исполнявшаяся между актами к.-л. спектакля. Ок. 1750 появились Т. как самостоят. сценич. произведения, часто сатирич. характера на злободневные темы. В 70-90-х гг.

18 в. Т. пользовались большой популярностью. В числе их авторов - Л. Мисон, А. Герреро, X. Паломино, Б. де Ласерна, В. Гальбан, П. Эстеве, П. де Мораль. К 1850 Т. утратила прежнее значение, что было связано с выдвижением на первый план жанра сарсуэлы. Последним из авторов Т. считается певец, гитарист и комн. М. П. В. Гарсиа. Песня из его Т. "Мнимый слуга" (1804) использована Ж. Бизе в опере "Кармен". Э. Гранадосу принадлежат песни для голоса и фп., изданные под заглавием "Тонадильи в старинном стиле".

ТОНАЛИТ [от назв. перевала Тонале (Tonale) в Тироле], глубинная магматич. горная порода, близкая по составу к квар-цево-слюдистом у диориту. Состоит из среднего плагиоклаза (ок. 33%), кварца (ок. 16% ), цветных минералов - роговой обманки (ок. 26%) и биотита (ок. 20%); из второстепенных присутствуют апатит, циркон, титанит. Т. используется в качестве строительного, в т. ч. облицовочного, камня.



ТОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕГРАФИРОВАНИЕ, метод телеграфирования по телегр. каналам связи с использованием переменного тока в диапазоне частот 300-3400 гц (лежащем в тональном диапазоне частот). На аппаратуре Т. т. организуются низкоскоростные каналы (50 - 200 бод) для передачи телегр. сообщений, а также с 60-х гг. 20 в.- для передачи данных. По методу Т. т. уплотняются стандартные каналы систем высокочастотного телефонирования и радиоканалы. По 1 такому каналу осуществляется одновременно 6-48 телегр. передач, причём в большинстве случаев используется весь частотный диапазон канала. Кроме того, Т. т. применяется при одновременном телефонировании и телеграфировании в общем телеф. канале (совместно с телеф. разговором осуществляется 1-5 телегр. передач). Т. т. появилось в 30-х гг. 20 в., а к 60-м гг. стало осн. методом телеграфирования; протяжённость сети каналов Т. т. в мире превысила 107 каналов X км.

При Т. т. применяют амплитудную, частотную или фазовую модуляцию (см. Модуляция колебаний). Наиболее распространено Т. т. с частотной модуляцией (см. Частотное телеграфирование), что объясняется высокой помехозащищённостью соответствующей аппаратуры. При этом методе Т. т. поступающие от источника информации сигналы на передающей станции преобразуются в посылки переменного тока различной частоты, а на приёмной станции производится обратное преобразование.

Деление телеф. канала на неск. каналов Т. т. может выполняться след. способами: по частоте, времени или частоте и времени. При телеграфировании по радиоканалам используют временное деление, при работе по проводным каналам - частотное и частотно-временное (т. к. в этих двух случаях можно достаточно просто осуществлять выделение части каналов Т. т. в промежуточных пунктах). Спектр стандартного телеф. канала шириной 300-3400 гц при частотном методе деления равномерно делится на 24 канала Т. т. При этом ширина канала Т. т. равна 80 гц, а девиация (отклонение частоты при модуляции от её номинальной величины) составляет ±30гц. При частотно-временном методе спектр делится фильтрами на 4 частотных канала шириной 700 гц (с девиацией ±200 гц), а затем каждый такой канал уплотняется с по мощью аппаратуры 12-кратного временного уплотнения, к-рая обеспечивает поочерёдную передачу информации от 12 источников (см. Многоканальная связь).
[2604-18.jpg][2604-19.jpg]

Лит.: Емельянов Г. А., Шварцман В. О., Передача дискретной информации и основы телеграфии, М., 1973.

М. И. Мушкат.



ТОНАЛЬНОСТЬ (муз.), в русской терминологии высотное положение лада (собственно Т.), а также ладовая система на определённой высоте, т. е.. ладотональность. Термин применяется также для обозначения функциональной мажорно-минорной ладовой системы (см. Лад). Обозначение Т. в мажорно-минорной системе складывается из высотного положения (по букв. системе - с, а, fis, h или до, ля, фа-диез, си и др.) и лада (ладового наклонения - dur, moll, соотв. мажор, минор). В музыке 20 в., где однозначное определение ладового наклонения (dur, moll) часто сомнительно или несущественно, применяется и обозначение Т. без указания лада. Напр., Серенада in А (т. е. с центром ля) Стравинского.

Сущность Т. в классич. мажорно-минорной системе - создание устойчивой и логически-дифференцированной системы ладовых значений звуков и созвучий на той или иной высоте, подчинённых главенству одного звука или созвучия, по названию к-рого получает своё название и сама данная Т. Для Т. мажорн