БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 дождевых сезона (июнь - июль и сентябрь - октябрь), во время к-рых часты тайфуны. Город подвержен землетрясениям.

Столичная префектура Т. (Токио-то), или Большой Т., представляет собой в высокой степени урбанизированную территорию, более плотно заселённую в центральной части и неравномерно - по окраинам; площадь 2,141 тыс. км2. нас. 11,7 млн. чел. (1975) (примерно[02-15.jpg]всего населений Японии), плотность св. 5 тыс. чел. на 1 км2. В состав столичной префектуры входят собственно Т. [23 адм. р-на ("ку"), пл. 577 км2, нас. ок. 9 млн. чел. (1970)], а также 26 городов ("си"), 24 поселения сельского и городского типа, острова Идзу и Огасавара. Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры - Канагава, Тиба, Сайтама и др. образуют т.н. Токийскую агломерацию, или Столичный район (Сютокэн). Численность населения собственно Т. быстро росла сразу после 2-й мировой войны 1939-45 и к 1970 почти утроилась против 1945 (в 1955-60 прирост был равен 6%, в 1960- 1970 он упал до 0,7%), ныне она фактически стабилизировалась (см. табл. 1).

Табл. 1.- Динамика населения столичной префектуры Токио, тыс. чел.



Префектура

Собственно Токио
1889

1370

577
1903



1819
1920

3699

2173
1940

7355

6779
1945



3488
1960

9684

8310
1970

11408

8841

Из общего числа экономически активного населения столичной префектуры (5,8 млн. чел. в 1969) 41,5% занято в пром-сти, стр-ве и ремесле, 57,0%-в торговле, на транспорте и в др. сферах услуг, 1,5% -в сел., лесном х-ве и рыболовстве. М. И. Крупяпко.

Городское управление осуществляет префектуральное собрание, избираемое населением на 4 года; оно возглавляется губернатором (мэром), к-рый также избирается населением, практически представляет центр. власть. Полномочия выборных органов формально достаточно широки, однако фактически их деятельность в значит. мере контролируется центр. властью, находится "под руководством и надзором" пр-ва. В р-нах Т. имеются выборные районные собрания.

Историческая справка. Основание Т. относится к сер. 15 в. В 1457 был построен замок Эдо (дословно - "вход в залив"), вокруг к-poro росли поселения ремесленников и торговцев. В 1590 Эдо завладел Иэясу Токугава. На протяжении всего периода правления сегунов Токугава (1603-1867) Эдо являлся их резиденцией (офиц. столицей Японии до 1868 считался г. Киото - резиденция императоров). В 18 в. Эдо стал одним из крупнейших городов мира (1368 тыс. жит. в 1787). В 1869, с уничтожением сёгуната в результате революции 1867-68 (см. Мэйдзи исин), сюда была перенесена резиденция императора, и город, переименованный в Т. ("восточная столица"), стал столицей. Во 2-й пол. 19 в. развивалась шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая пром-сть, с кон. 19 в.- машиностроение и судостроение.

В 1897-98 в Т. появились первые профсоюзы. В 1918 происходили "рисовые бунты", вспыхнувшие под влиянием Окт. революции 1917 в России. В нач. 20-х гг. в Т. и др. городах Японии возникли коммунистич. кружки и группы, на базе к-рых в 1922 основана Коммунистич. партия Японии (КПЯ).

1 сент. 1923 почти половина города была уничтожена землетрясением и вызванным им пожаром, повлёкшими много человеческих жертв.

Во время 2-й мировой войны, в 1944-45, Т. подвергался многократным бомбардировкам амер. авиацией, значит. часть жилых кварталов была уничтожена. В послевоен. время Т.- важнейший центр рабочего и демократич. движения. В 1964 в Т. состоялись 18-е Олимпийские игры. Ю. В. Георгиев.

Экономика. Определяющая тенденция экономич. развития столицы - снижение уд. веса производств. функций в х-ве Т. и повышение роли управленческих, торгово-распределит., научно-информационных. В Т. концентрируется деятельность крупнейших финанс.-пром. монополистич. групп (Мицубиси, Сумитомо, Мицуи и др.) и отд. частных монополий, гос. и полугосударственных монополистич. орг-ций, гл. банков страны (Японский банк, Банк развития, Экспортно-импортный банк, Центр. банк Японии и др.), представительств иностр. монополий. Большая часть управленч. учреждений размещается в р-нах Маруноути, Отемати, Нихонбаси.

Вместе с тем Т. (столичная префектура) остаётся одним из крупнейших в Японии индустриальных р-нбв, на к-рый приходится (1973) св. 14% всего числа пром. предприятий, 12% всех занятых. О структуре пром-сти Большого Т. см. табл. 2. В столичной префектуре сосредоточена значит. часть машиностроения Японии. Машиностроение и металлообработка специализируются в основном на изготовлении сложных и точных машин, приборов, электротехнич. и электронного оборудования и аппаратуры, оптико-механич. изделий, авто- и авиастроении, судостроении, произ-ве ж.-д. оборудования и подвижного состава, станкостроении, дорожном машиностроении и др. видах машиностроения.


Табл.2, - Структура промышленности столичной префектуры*
Отрасли промышленности

Число занятых (1962)

Стоимость продукции (1970)

Доля в общеяпонском промышленном производстве, %
тыс. чел.

%

млрд. иен

%

в числе занятых (1962)

в стоимости продукции (1970)
Все отрасли

1285

100

6268

100

15,5

10,6
В том числе:

202

15,4

1217

20,0

25,0

17,0
общее машиностроение

151

11,5

692

11,0

17,5

11,0
производство металлоизделий

133

10,0

314

5,0

25,4

12,5
производство транспортного

77

6,1

491

7,7

17,7

6,0
точная механика

75

6,0

288

4,5

45,0

37,0
химическая

65

5,0

451

7,0

14,0

8,0
полиграфическая

121

9,2

884

14,0

40,0

58,0
пищевкусовая

75

6,0

509

8,0

9,0

9,0
* Учитывая предприятия более чем с 30 занятыми.

Развита металлургия. В хим. пром-сти преобладают отрасли тонкой хим. технологии: произ-во медикаментов, косметич. изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия (хим. волокна, пластмассы и др.). В Т. самая крупная в стране полиграфич. пром-сть. Значительна пром-сть стройматериалов. Разнообразная пищ. пром-сть (пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и мн. др. отрасли), перерабатывающая гл. обр. привозное сырьё. Многочисл. отрасли лёгкой пром-сти, снабжающей преим. население Т. (текст., швейная, кож., керамич., мебельная, произ-во ювелирных изделий, сувениров и др.). Большинство промышленных предприятий-мелкие и средние с числом занятых до 300 чел. (на них приходится свыше 1/2 стоимости пром. продукции). Пром. предприятия размещаются о. ч. по берегам р. Аракава - в р-нах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На терр. собственно Т. новое пром. стр-во почти не ведётся, гл. обр. ввиду высоких цен на землю, необходимости комплекса мероприятий по борьбе с загрязнением окружающей среды и др.; ежегодно закрывается или переводится в др. р-ны столичной префектуры или в соседние префектуры в среднем до 3% от общего числа пром. предприятий, Пром-сть Т. опирается на мощную энер-гетич. базу (ежегодно здесь потребляется ок. 25 млрд. квт*ч, 1970).

Т.- крупный торгово-распределит. центр. По размерам внешнеторг. оборота он уступает Йокохаме, Кобе, Нагое. Здесь находятся товарная и фондовая биржи, представительства более 3 тыс. различных торговых фирм; общее число национальных торг. компаний, магазинов оптовой и розничной торговли превышает 250 тыс. В них занято 1,6 млн. чел. Велик удельный вес предприятий оптовой торговли (34,8% оптовых продаж Японии в 1972). Растёт число крупных универмагов и магазинов самообслуживания. Коммерч. р-ны - Тиёда, Тюо, Минато. Развита сеть др. учреждений обслуживания (ок. 75 тыс. ресторанов и столовых, ок. 10 тыс. баров и кабаре, 3 тыс. бань, ок. 3,8 тыс. гостиниц, в т. ч. несколько десятков европ. типа, в 1970). Т.- гл. центр туризма в Японии (ежегодно ок. 800 тыс. иностр. туристов).

Т.- крупнейший трансп. узел страны. Узел мор. и возд. сообщений междунар. значения. Мор. порт оборудован 10 причалами (общая дл. 13 км); грузооборот Токийского порта 55,6 млн. т в 1974 (на 7-м месте в Японии). Т. связан скоростными авто- и ж.-д. магистралями со мн. городами Японии; в 1975 вступила в строй скоростная ж.-д. магистраль Токио-Фукуока. Аэропорт Ханеда связан с центром города монорельсовой жел. дорогой (обслуживае