БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431оциональностью и призывной силой обладают плакаты, созданные Т. в годы Великой Отечественной войны 1941-45; всемирную известность получил его плакат "Родина-мать зовёт" (илл. см. т. 19, вклейка к стр. 616). Неоднократно выступал и как книжный иллюстратор (илл. к кн. "История Грузии", масло, бумага, 1950). Героико-драматич. силой образов отличаются его илл. к поэме Шота Руставели "Витязь в барсовой шкуре" (тушь, кисть, перо, 1937; илл. см. т. 22, стр. 432). Гос. пр. СССР (1941, 1948, 1949, 1951). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.



ТОИДЗЕ Моисей (Мосе) Иванович [21.1 (2.2). 1871, Тбилиси,- 17.6.1953, там же], советский живописец, нар. художник СССР (1953), действит. чл. АХ СССР (1947), Герой Труда (1932). Учился в петерб. АХ (1896-99). С 1899 жил в Тбилиси, где в 1922 организовал Нар. художеств. студию. Проф. Тбилисской АХ (1930-53). Участие в революционной и просветительской деятельности (в т. ч. сотрудничество в прогрессивных груз. журналах и газетах 1880-90-х гг.) определило демократич. направленность творчества Т. Среди произв. Т. 1890-х - 1910-х гг. преобладают яркие, острохарактерные сцены из нар. быта ("Мцхетоба", 1899-1901, Музей иск-в Груз. ССР, Тбилиси), полные тонкой задушевности портреты (портрет старика-еврея, илл. см. т. 7, табл. XXXVIII, стр. 384-385; портрет матери, 1904-05; оба - там же). В 1920-40-х гг. Т. отразил в своих произв. социалистич. стр-во, новый быт груз. народа, события Великой Отечественной войны 1941-45 ("Счастливая жизнь", 1934, "Письмо с фронта", 1942, "Песнь победы", 1948, все - там же). Награждён орденом Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями.

Лит.: Пиралишвили О., Мосе Тоидзе, Тб., 1958.



ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд (23.8.1852, Лондон,- 9.3.1883, Уимблдон), английский историк-экономист. Окончил Оксфордский ун-т, где с 1878 преподавал политич. экономию и историю экономики. Работа Т. "Промышленный переворот в Англии в 18 столетии" (1884, рус. пер. 1898) посвящена процессу капиталистич. индустриализации. Эпоху пром. переворота Т. называл самым бедственным периодом в истории Англии, когда особенно увеличилась пропасть между пролетариатом и господствующими классами страны. Т.- один из сторонников вмешательства roc-ва в отношения между трудом и капиталом, социального законодательства и "примирительной процедуры" для предотвращения классовых конфликтов на предприятиях; один из инициаторов организации просветит. центров в рабочих кварталах. Деятельность Т. объективно была направлена против роста влияния на рабочих социалистич. идей.

Лит.: Montague F. С., Arnold Toynbee, Baltimore, 1889; Toynbee A. J., Experiences, L. - [a. o.], 1969.

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (14.4.1889, Лондон, -22. 10. 1975, Йорк), английский историк и социолог. В 1919- 1924 проф. Лондонского ун-та, в 1925- 1955 - Лондонской школы экономич. наук. В 1925-55 один из руководителей Королевского ин-та междунар. отношений; составлял (совместно с В. М. Баултером) ежегодные обзоры политич. событий в мире ("A survey of international affairs", 1925-65). Известность Т. принесло "Исследование истории" (т. 1-12, 1934-61), в к-ром он, под влиянием О. Шпенглера, стремился переосмыслить всё общественно-историч. развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. По Т., не существует единой истории человечества, а есть лишь история отд. своеобразных и замкнутых цивилизаций (в первонач. варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных и недоразвитых). Каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место другой. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, аналогичными, Т. пытался вывести на этом основании нек-рые "эмпирич. законы" обществ. развития, позволяющие предвидеть гл. события и в совр. мире. Движущей силой развития цивилизаций, как считал Т., следуя А. Бергсону, является "творческое меньшинство", носитель мистич. "жизненногопорыва", к-рое, удачно отвечая на различные историч. "вызовы", увлекает за собой "инертное большинство".

Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и филос. концепции смысла жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-исто-рич. проблему, "творческая элита" превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом; отчуждённая же масса населения становится "внутр. пролетариатом", к-рый совместно с варварской периферией, или внешним пролетариатом, в конечном счёте разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военного поражения либо от естеств. катастроф. Стремясь ввести в свою концепцию элементы постулат. развития, Т. усматривал прогресс человечества в духовном совершенствовании, в религ. эволюции от примитивных анимистич. верований через универсальные религии к единой синкретич. религии будущего. Концепция Т. является идеалистич. ответом на позитивистский эволюционизм; она содержит также своеобразную альтернативу "европоцентризму". В своих работах Т. всё больше обращался к совр. социальным проблемам капиталистич. Запада; по его мнению, выход из глубоких внутр. противоречий капиталистич. системы и конфликта между Западом и "третьим миром" лежит на пути духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и абсолютизации материальных ценностей. Т. сочувственно относился к нац.-освободит. движению, выступал за мирное сосуществование и взаимопонимание между Западом и социалистич. странами. Идеи Т. оказали большое влияние на социальную философию и обществ. сознание капиталистич. Запада.

Соч.: The world and the West, L., 1953; A study of history. Abridgement by D. Somervell, v. 1 - 2, L., 1946-57; America and the world revolution, N. Y., 1962; Change and habit, L., 1966; Experiences, L.- [a. o.], 1969. Лит.: Косминский Е. А., Историософия А. Тойнби, "Вопросы истории", 1957, № 1; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М.. 1959; Араб-оглы Э. А., Концепция исторического круговорота, в кн.: Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии, М., 1965; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Семенов Ю. Н., Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии, М., 1965, гл. 1; Чесноков Г. Д., Современная буржуазная философия истории, Г., 1972; Рашковский Е. Б., Структура и истоки философско-исторической концепции А. Д. Тойнби, "Вопросы философии", 1969, № 5; Anderle О. F., Das universalhistorische System A. J. Toynbees, Fr./M., 1955; Toynbee and history, ed. by М. Е. A. Montagu, Boston, 1956; Popper M., A bibliography of the works in English of A. Toynbee. 1910-1954, L.- N. Y., 1955. Э. А. Араб-оглы.



ТОЙОН, титул представителя господствующего слоя у якутов с 17 в. на стадии перехода якут. общества к феодализму. Т. владели большими стадами и вели х-во, эксплуатируя зависимых от них улусных людей. Вхождение якутов в состав России (2-я четв. 17 в.) способствовало развитию у них феодализма и превращению Т. в феод. знать. Во 2-й пол. 19 в. в результате проникновения в Якутию капиталистич. отношений из родовитого тойонства начала формироваться якутская торговая буржуазия.

ТОЙТЕПА, город (с 1973), центр Среднечирчикского р-на Ташкентской обл. Узб. ССР. Расположен в 4 км от ж.-д. станции Тойтепа, на автодороге Ташкент - Коканд, в 25 км к Ю. от Ташкента. 17 тыс. жит. (1975). Швейная ф-ка.


ТОЙТЕРЬЕР, порода декоративных карликовых терьеров. Происхождение неизвестно. Рост 18-26 см, конституция нежная. Голова округлая, морда заострённая, глаза крупные, выпуклые, уши стоячие или полустоячие, длинные. Конечности тонкие, длинные, хвост купируется. Шерсть короткая, на груди и животе шёрстного покрова почти нет. Окрас чёрный и коричневый с резко ограниченными подпалинами, рыжий и серый. Разводятся только в СССР.


ТОК, река в Оренбургской обл. РСФСР, прав. приток р. Самара (басс. Волги). Дл. 306 км, пл. басс. 5930 км2. Берёт начало на возв. Общий Сырт; течёт в широкой долине. Питание в основном снеговое. Ср. расход воды в 38 км от устья 12,1 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.



ТОК ДЕЙСТВИЯ (физиол.), электрический ток, возникающий в нервных, мышечных и нек-рых растительных клетках между их возбуждёнными и соседними покоящимися участками. Обусловлен изменениями ионной проницаемости мембраны и потенциала, к-рые развиваются в возбуждённом участке; регистрируется с помощью внеклеточных электродов. Играет важную роль в распространении потенциала действия вдоль клетки (волокна). См. также Биоэлектрические потенциалы.


ТОК МОЛОТИЛЬНЫЙ, открытая или имеющая навес площадка с оборудованием и машинами для обмолота с.-х. культур (зерновые, лён, клевер и др.) и послеуборочной обработки зерна. В колхозах и совхозах СССР при уборочной площади 800-1000 га подбирают участки длиной 70-80 м и шириной 45-60 м. Для естественной сушки зерна делают 3- 4 профилированные полосы дл. 50-60 м и шир. 12-15 м со скатом для стока дождевой в