БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ИКА, отрасль приборостроения по разработке и производству средств для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи; совокупность технич. средств для такой коррекции и компенсации.

Разработка С. опирается на данные физиологии высшей нервной деятельности, физиологии анализаторов, сурдопедагогики, оторинолярингологии; на теории связи, электронику и основывается на преобразовании речевой и др. звуковой информации в сигналы, воспринимаемые остаточным слухом, зрением и осязанием. Применение С. позволяет повысить эффективность воспитания и обучения детей с недостатками слуха, расширить круг профессий для лиц с нарушенным слухом, облегчить их труд и быт, упростить общение с людьми.

Улучшение восприятия звуков при нарушенном слухе достигается с помощью различных систем звукоусиления: обычного (линейного), с амплитудным ограничением, частотного избирательного, с преобразованием спектра (транспозеры). Самое распространённое средство звукоусиления - слуховой аппарат. В обучении применяется аппаратура звукоусиления коллективного пользования, при индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи используются устройства, имеющие большой диапазон регулирования звука и частотных характеристик, причём раздельно на каждое ухо. Когда необходимо сохранить свободу передвижения (напр., на занятиях ритмикой), звукоусиление обеспечивается беспроводными системами с магнитоиндуктивной петлёй. Преобразование звуковых сигналов в вибрационные применяется при глубоких нарушениях слуха, когда звукоусиление оказывается уже неэффективным. Приборы, в к-рых речь преобразуется в визуальные сигналы, используются гл. обр. для постановки правильного произношения. Характеристики речевого сигнала, изображаемые на экране (осциллограмма, спектрограмма, интонограмма), дают возможность ученику сравнивать своё произношение с произношением учителя. К средствам, применяемым на производстве, относятся различные системы оповещения, основанные на световых сигналах, системы индивидуального вызова, информационные табло и др. В приборах бытового назначения звук (напр., звонок, плач грудного ребёнка и т. п.) преобразуется в световой сигнал (вспышку световых индикаторов). Проблема телефонной связи между глухими, помимо средств звукоусиления, решается как с помощью простых приставок к телефонному аппарату, обеспечивающих приём и передачу сигналов азбуки Морзе, так и с помощью телетайпов и аппаратов для факсимильной связи.

Лит.: Цукерман И. В., Беседы о глухоте и технике, помогающей глухим, Л., 1973; Слез и на H. Ф., Применение технических средств в обучении глухих произношению, М., 1975. В. Д. Лаптев, В. И. Лубовский.

СУРЕНЬЯНЦ Вардгес (27.2.1860, Ахалцихе, Грузия,- 6.4.1921, Ялта), армянский живописец и график. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества на архит. отделении (1876-79); окончил мюнхенскую АХ (1885). Жил в Москве и Петербурге; с 1917 - в Ялте. С 1894 экспонент, с 1910 чл. Товарищества передвижных художественных выставок. Стремясь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки, С. первым в армянской живописи обратился к ист. жанру ("Попранная святыня", 1895, Карт. гал. Армении, Ереван); создавал также произв., навеянные нар. поэтич. легендами ("Семирамида у трупа Ара Прекрасного", 1899, там же). Писал портреты и пейзажи, выступал как театр, художник и книжный иллюстратор (илл. к "Бахчисарайскому фонтану" А. С. Пушкина, 1899, и др.). Илл. см. т. 2, табл. XXIII (стр. 256-257). Лит.: Гор ян П., Вардгес Суреньянц. 1860-1921, Ер., 1973.

СУРЕПИЦА, капуста полевая (Brassica campestris), однолетнее травянистое растение сем. крестоцветных. Корень тонкий, стержневой; стебель выс. 20-100 см. Нижние листья зелёные, жестковолосистые, б. ч. лировидные, остальные - сизые, яйцевидно-ланцетовидные, с сердцевидным стеблеобъемлющим основанием. Цветки жёлтые, в кистях. Плод - стручок, с конич. носиком, дл. 3-5 см. Семена шаровидные, красновато-коричневые с серым налётом; содержат 35-45% жирного сурепного масла; 1000 семян весят 1,5-3,2 г. Хороший медонос. Имеются озимые и яровые формы. С.- сорное (в т. ч. рудеральное) растение, распространённое в умеренном поясе Сев. полушария; в СССР встречается почти повсеместно-по полям, огородам, мусорным местам; возделывают её в качестве масличного растения в Ср. Азии, а также в Афганистане, Индии, Иране, Китае, странах Зап. Европы. Молодые листья пригодны для салата. С. нередко наз. также виды рода сурепка.

СУРЕПКА (Barbarea), род двулетних или многолетних трав сем. крестоцветных. Нижние листья б. ч. лировидные, верхние цельные, стеблеобъемлющие. Цветки жёлтые, с нектарными желёзками. Плод - линейный 4-гранный стручок. Ок. 20 видов, в умеренном поясе Сев. полушария. В СССР 9 видов. Наиболее известны С. обыкновенная (В. vulgaris) и С. дуговидная (В. arcuata) - распространённые сорняки полей, огородов, садов, растущие также по лугам, пастбищам, берегам водоёмов, у дорог. Одно растение даёт до 10 000 семян. Семена ядовиты для домашних животных, в т. ч. птиц (отравления происходят при кормлении зерновыми отходами, засорёнными семенами С.). Оба вида - медоносы; их молодые листья используют как салат. С. весеннюю, или з и мний кресс (В. verna), культивируют в Зап. Европе как салатное растение.

Сурепка обыкновенная.

СУРЕПНОЕ МАСЛО, масло растительное жирное, получаемое из семян сурепицы, жидкость коричневого цвета. С. м. характеризуется высоким содержанием эруковой к-ты (38-50%). Содержание др. жирных к-т (% ): олеиновой 15-32; линолевой 15-21; линоленовой S-10; пальмитиновой 4,0-4,5; эйкозановой до 4,0; стеариновой 2,0; арахиновой до 1,8; лигноцериновой 0,6-1,0; гексадеценовой 0,6; бегеновой 0,5-0,6. Темп-pa застывания -8 "С, йодное число 105-122. С. м. используют гл. обр. для технич. целей -в мыловарении, произ-ве смазочных средств, рафинированное - в пищу.

Лит. см. при ст. Масла растительные.

СУРИГАО (Surigao Strait), пролив в Филиппинском архипелаге, соединяет море Минданао с Тихим ок. Дл. ок. 100 км, наименьшая шир. ок. 22 км. Глуб. 25-54 м, на Ю.-З. до 1000 м. Течения направлены на 3. и Ю.-З., скорость их до 50 см/сек. Порт-Суригао (о. Минданао).

СУРИГАО (Surigao), город на Филиппинах, на С.-В. о. Минданао. Адм. центр пров. Суригао-дель-Норте. 30 тыс. жит. (1970). Порт по вывозу никельсодержащих руд. Через С. проходит Трансфилиппинская скоростная автомагистраль. Аэропорт. Торгово-распределит. центр. Переработка волокна абаки, кустарные промыслы.

СУРИК, закись-окись свинца, оксид свинца (II, IV), РЬ3О4. См. Свинца окислы.

СУРИКАТ (Suricata suricata), хищное млекопитающее сем. виверровых. Дл. тела до 35 см, слабо опушённого хвоста -до 25 см. Шерсть редкая, мохнатая, на спине и боках ряды пятен или неясные беловатые и бурые поперечные полосы. Обитает в пустынных р-нах Юж. Африки. Активен днём; селится колониями в вырытых им норах, нередко среди колоний земляных белок. По манере стоять "столбиком" и издавать свистящие звуки при виде опасности напоминает сусликов. Питается насекомыми и мелкими позвоночными. Один раз в году приносит 2-4 детёнышей.

СУРИКОВ Василий Иванович [12(24).1. 1848, Красноярск,-6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петерб. АХ (1869-75) у П. П. Чистякова. Действит. чл. петерб. АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к ист. живописи, С. стремился преодолеть условность академич. иск-ва, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур ("Княжий суд", 1874, "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы", 1875, обе - в Третьяковской гал.). С 1877 жил в Москве, систематически совершал поездки в Сибирь, был на Дону (1893), на Волге (1901-03), в Крыму (1913). Посетил Германию, Францию, Австрию (1883-84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Чл. Т-ва передвижных художеств, выставок (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. С. страстно любил рус. старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, он стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности. В 1880-е гг. С. создал свои наиболее значительные произв.- монументальные ист. картины: "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883; илл. см. т. 10, табл. XL, стр. 560-561), "Боярыня Морозова" (1887; илл. см. т. 19, вклейка к стр. 377; все-в Третьяковской гал.). С глубиной и объективностью проницательного историка С. раскрыл в них трагич. противоречия истории, логику её движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу ист. сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы нар. движений. Гл. действующим лицом в его картинах выступает борющаяся, страдающая, торжествующая нар. масса, бесконечно разнообразная, богатая яркими типами, объединёнными в картинах в подлинно симфонич. созвучие. С. показывает бурлящие в народе бунтарские силы; его влекут к себе могучие характеры (такие, как исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", или проникнутая страстью и фанатич. убеждённост