БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431слоев спец. ткани и слоя кирзы, к-рая предохраняется чехлом от закрашивания. Краска на печатный вал наносится с помощью вращающейся щётки или валика, избыток её счищается стальной пластиной - раклей. В процессе работы печатные валы прижимаются к непрерывно движущемуся полотну ткани; скорость движения ткани достигает 150 м/мин. Принцип работы Т. м. с сетчатыми шаблонами основан на протирании или продавливании краски с помощью ракли через шаблон - тонкую сетку (плоскую или в виде цилиндра). Сетка покрыта лаковой плёнкой в местах, которые должны быть непроницаемы для краски (в соответствии с рисунком). Скорость движения ткани на машинах с плоскими шаблонами 3,5-20 м/мин, с цилиндрич.-45- 70 м/мин (иногда до 100 м/мин).
[2601-7.jpg]

Лит.: Бельдов В. М., Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности, Л., 1974.

М. Н. Кириллова.



ТКАНИ (биол.), системы клеток, сходных по происхождению, строению и функциям. В состав Т. входят также межклеточные вещества и структуры - продукты клеточной жизнедеятельности.

Т. животных. Выделяют 4 типа Т., соответствующие осн. соматич. функциям организма. Пограничная Т., или эпителий, образует покровы тела и оболочки внутр. органов. Производные её выполняют секреторную функцию, составляя, напр., осн. массу печени, поджелудочной железы. Соединительная ткань, в т. ч. и Т. внутренней среды, осуществляет трофич. и защитную функции организма. Производные соединит. Т.- хрящ и кость - несут у позвоночных животных опорную функцию, образуя скелет. Мышечная ткань выполняет двигательные функции, перемещая организм и вызывая сократительные движения его органов. Нервная ткань регулирует и координирует жизнедеятельность всех Т., воспринимает сигналы из внешней среды и определяет ответные реакции организма.

Развитие каждого типа Т.- результат определённого гистогенеза, протекающего в эмбриональном периоде. Во мн. Т. гистогенезы продолжаются и у взрослых животных, обеспечивая регенерацию, а иногда и рост Т. Специфические для каждого органа функции осуществляются обычно одной Т. или даже нек-рыми специализированными её клетками. Но в любом органе взаимодействуют различные Т., способствуя трофике и координации осн. функциональных элементов. Активность тканевых клеток зависит как от непосредственных их контактов в Т., так и от отдалённых гормональных и нервных влияний. У низших многоклеточных Т. не столь строго детерминированы, как у высших. Эволюция организмов привела к специализации клеток, взаимообусловленности их функционирования и самого существования в многотканевой системе. Однако моделируя окружение клеток, можно не только обеспечить их жизнь вне организма, но и мн. гистогенезы (см. Культуры тканей), что стало одним из осн. методов изучения тканей. Т. животных изучает гистология.

Лит. см. при статьях Гистология, Гистогенез. В. Я. Бродский.

Т. растений. Рост растения и развитие его внутр. структуры обусловлены деятельностью образовательной Т., или меристемы, производные к-рой претерпевают сложную структурную и функциональную дифференцировку, превращаясь в элементы постоянных Т. Классификации постоянных Т. основываются на морфологич., функциональных, генетич. и др. признаках. Различают, напр., Т. паренхимные (см. Паренхима) и прозенхимные (см. Прозенхима). Постоянные Т. относят к трём системам: покровной, проводящей и основной, появление к-рых в онтогенезе растений отражает гл. этапы внутр. дифференцировки растит. организма в процессе эволюции. По наиболее распространённой физиологич. классификации Т., предложенной Г. Габерландтом, постоянные Т. составляют системы: покровную, представленную эпидермисом, пробкой и коркой ; механическую, включающую колленхиму, состоящую из живых паренхимных клеток с неравномерно утолщёнными стенками, и склеренхиму, представленную одревесневшими волокнами и более или менее изодиаметрическими склереидами; абсорбционную, осуществляющую поглощение веществ с помощью ризоидов, корневых волосков, образованных эпиблемой, многослойного покрова (веламена) воздушных корней ор-хидных; ассимиляционную, состоящую из паренхимных клеток с обилием хлоропластов; проводящую, представленную ксилемой, осуществляющей проведение воды, и флоэмой, участвующей в перемещении органич. веществ; запасающую, состоящую из паренхимных клеток; секреторную, включающую гидатоды, млечники, вместилища выделений различного происхождения; систему проветривания, представленную межклетниками, устьицами, чечевичками. Все Т., кроме покровной, проводящей и системы проветривания, можно считать разновидностями основной Т. Ткани растений изучает анатомия растений.

Лит.: Имс А. Дж., Мак Даниэльс Л. Г., Введение в анатомию растений, пер. с англ., М.- Л., 1935; Крашенинников Ф. Н., Лекции по анатомии растений, М.-Л., 1937; Бородин И. П., Курс анатомии растений, 5 изд., М.- Л., 1938; Раздорский В. Ф., Анатомия растений, М., 1949; Яценко-Хмелевский А. А., Краткий курс анатомии растений, М., 1961; Эсау К., Анатомия растений, пер. с англ., М., 1969. Л. И. Лотова.


ТКАНИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, ткацкие изделия (ручные или машинные), отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким иск-вом выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства. Орнаментация Т. х., строящаяся обычно по принципу ритмич. повторов (см. Раппорт), достигается либо путём переплетения нитей, либо набивным способом (см. Набойка), а также вышивкой. Все 3 способа орнаментации применялись с глубокой древности и были известны почти всем народам. Художеств. оформление тканей обусловливается их назначением и технич. возможностями произ-ва; узоры Т. х. отражают стилистическое своеобразие различных эпох в развитии искусства и национальных художественных школ (см. также Ковёр).

Т. х. Др. Востока и антич. мира известны по памятникам изобразит. иск-ва и лит-ры, а также по отд. образцам тканей, найденным в раскопках (напр., фрагменты др.-егип. льняных узорных тканей 2-го тыс. до н. э., фрагменты антич. тканей из городов Сев. Причерноморья). Высокой художественностью с древних времён славились китайские, гл. обр. шёлковые и "золотные" (с металлич. нитью), ткани, известные с кон. 2-го тыс. до н. э. [сохранились фрагменты узорчатых тканей 5-3 вв. до н. э. из раскопок в Чанша, богатых по расцветке тканей эпохи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) и др.]. Широкое распространение получили изготовлявшиеся в 16 и особенно в 17 вв. в Китае шёлковая "камка-китайка" (рус. назв.), различные виды бархата (шёлковые основа и уток) и т. д. Орнамент кит. тканей - геометрич. узоры, стилизованные мотивы растит. и звериного мира, символич. изображения (круг, дракон, облака), иероглифы. К китайским Т. х. близки (по материалу, выработке, орнаменту) японские ткани. На протяжении веков (известны с 3-го тыс. до н. э.) славились инд. хлопчатобумажные (реже полушёлковые) ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные ткани, орнамент к-рых состоял гл. обр. из растит. мотивов (часто с обилием деталей), а также из повторяющихся сюжетных сцен. Иран с древних времён вырабатывал изысканные по мастерству шерстяные и шёлковые ткани; сохранились фрагменты шёлковых тканей эпохи Сасанидов (3-7 вв.); их узор состоял обычно из медальонов (кругов, овалов и т. д.) с изображениями апофеоза царской власти, сцен охоты, фантастич. животных.

В 15-17 вв. высоко ценились иран. шёлковые и "золотные" ткани - т. н. объярь, атлас, бархат (основа бумажная); для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного мира, сцены из эпоса и т. д. Сохранилось много образцов тканей коптского Египта (4-7 вв.) с изображением различных религ. сцен. Орнаментация визант. Т. х. испытала значит. воздействие позднеантич. и сасанидского иск-ва. Для узоров визант. тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими сценами и т. д. В араб. странах выделывались шёлковые и "золотные" Т. х., узорные и гладкие (атлас). Своеобразны тур. атласы и бархаты (имеющие бумажную основу) 15-18 вв., обычно с крупным узором из "опахал", полумесяцев, цветов гвоздики и др.

С Ближним Востоком связано художеств. ткачество Испании (период расцвета - 16 в.): шёлковые ткани, бархат (шёлковые основа и уток) с геометрич. орнаментом в сочетании с мелким растит. узором (мавританское влияние), разнообразные "золотные" ткани (особенно известна шёлковая ткань с тончайшими нитями золочёного серебра в утке, в России называвшаяся алтабас). Итал. Т. х. приобрели известность с 14 в.: расцвет их произ-ва приходится на 16-17 вв. Наиболее известны: венецианская камка с "чешуйчатым" и мелким растит. ("мелкотравчатым") узором, различные бархаты (шёлковые основа и уток) - орнамент геральдич. и растит., реже - изображения зверей. Из "золотных" итал. тканей наиболее ценилась ткань сложной техники в неск. основ и утков (рус. назв.- аксамит). С 17 в. с итал. тканями соперничали французские, произ-во к-рых достигло расцвета в 18 в. Выделялись шёлковые ткани Лиона: бархат (шёлковые основа и уток), атлас, камка. Среди орнаментов франц. тканей - реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы, жанровые сцены.

Замечательные по х