БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431изв. Т., относящиеся к нач. 1510-х гг. ("Христос и грешница", Художеств. гал., Глазго; "Христос и Магдалина", Нац. гал., Лондон; т. н. "Цыганская мадонна", Художественно-ист. музей, Вена, и др.), обнаруживают близость иск-ву Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирич. созерцательности, тонкий колорит. К сер. 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоят. стиль. Его образы в этот период спокойны я радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутр. просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ("Любовь земная и небесная", ок. 1515-16, Гал. Боргезе, Рим; "Флора", ок. 1515, Гал. Уффици, Флоренция; "Динарий кесаря", 1518, Дрезденская карт. гал.). К этому же периоду относится и ряд портретов, к-рым свойственны спокойная строгость композиция, тонкий психологизм ("Мужской портрет ", Нац. гал., Лондон; "Юноша с перчаткой", ок. 1520, Лувр, Париж ).

Кон. 1510-х-1530-е гг.- новый период в творчестве Т., во многом связанный с обществ. подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феод. реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики ("Вознесение Марии", ок. 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремит. движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид; "Вакх и Ариадна", 1523, Нац. гал., Лондон; "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религ. и мифологич. темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534- 1538, Гал. Академии, Венеция; "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; "Венера Урбинская", 1538, Гал. Уффици, Флоренция).

Кон. 1530-х - 1540-е гг.- время расцвета портретного иск-ва Т. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых, драматизм ситуации. С редким иск-вом Т. находил для каждого портрета наилучшее композиц. решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористич. решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористич. строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Т.- "Ипполито Медичи" (1532-33), т. н. "Ла белла" (ок. 1536), "Пьетро Аретино" (1545)-все в Гал. Палатина, Флоренция, "Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545-46, Нац. музей и гал. Каподимонте, Неаполь), "Карл V" (1548, Ст. пинакотека, Мюнхен), "Карл V в сражении при Мюльберге" (1548, Прадо, Мадрид) и др.

С сер. 16 в. начался поздний период творчества Т. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологич. и религ. тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политич. кризиса в Италии, Т. нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистич. идеалы Возрождения. Драматич. начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты совр. действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой мн. работ Т., отличающихся богатством колористич. и ком-позиц. решений ("Даная", ок. 1554, Пра-до, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; "Венера и Адонис", 1554, Прадо, Мадрид; "Воспитание амура", ок. 1565, Гал. Бор-гезе, Рим; "Венера перед зеркалом", 1550-е гг., Нац. гал. иск-ва, Вашингтон; "Похищение Европы", ок. 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.

Написанные в поздний период творчества картины Т. на религ. темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагич. жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни ("Св. Иероним", ок. 1552, Лувр, Париж; "Положение во гроб", 1559, Прадо, Мадрид; "Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; "Св. Себастьян", Эрмитаж, Ленинград; "Коронование терновым венцом", Ст. пинакотека, Мюнхен; "Оплакивание Христа", 1573-76, Гал. Академии, Венеция, и др.).

Отличит. свойство поздних работ Т.- их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористич. гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Т. переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключит. свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творч. процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Т. свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох - Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.

Т. выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.

Илл. см. на вклейках-к стр. 48 и табл. I (стр. 32-33), а также т. 4, вклейка к стр. 512, т. 9, табл. XVII (стр. 192-193), т. 11, стр. 35 и вклейка к стр. 32, т. 20, стр. 383, т. 22, табл. IX (стр. 128-129).

Лит.: Гурвич Н. А., Тициан, Л., 1940; Тициано Вечеллио. [Сост. и вступ. ст. Т. Фомичевой], М., 1960; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Лазарев В. Н., Поздний Тициан, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 403-45; Waldmann E., Tizian, В., 1922; Gronau G., Tizian, В., 1930; Hetzer Тh., Tizian. Geschichte seiner Farbe, Fr./M., [1935]; Tietze H., Titian. The paintings and drawings, L., 1950; Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Bologna, 1953-54 (нов. изд.-Firenze, 1969); Wetheу H. E., Paintings of Titian, v. 1-2, L., 1969-71; Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic, L., 1970.

В. Н. Лазарев.



ТИЦИУС (Titius) Иоганн Даниель (2.1.1729, Кониц, Вост. Пруссия,- 16.12. 1796, Виттенберг), немецкий физик и математик. Работал в Лейпцигском (1752-56) и Виттенбергском (с 1756) ун-тах. Установил (1766) эмпирич. правило, по к-рому можно найти расстояние планет от Солнца (см. Тициуса-Боде правило).

Лит.: Кларк А., Общедоступная история астрономии в XIX столетии, пер. с англ., Од., 1913.



ТИЦИУСА-БОДЕ ПРАВИЛО, эмпирическое правило (иногда неправильно называемое законом), устанавливающее зависимость между расстояниями планет от Солнца. Правило было предложено И. Д. Тициусом в 1766 и получило всеобщую известность благодаря работам И. Э. Боде в 1772. По Т.-Б. п., выраженные в астрономич. единицах расстояния Меркурия, Венеры, Земли, Марса, средней части кольца малых планет, Юпитера, Сатурна, Урана и Плутона от Солнца (Нептун выпадает из этой зависимости) получаются след. образом. К каждому числу последовательности 0, 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, 384, образующей, начиная с 3, геометрич. прогрессию, прибавляется число 4, а затем все числа делятся на 10. Полученная новая последовательность чисел: 0,4; 0,7; 1,0; 1,6; 2,8; 5,2; 10,0; 19,6; 38,8 с точностью ок. 3% представляет расстояния от Солнца в астрономич. единицах перечисленных тел Солнечной системы. Удовлетворительного теоретического объяснения этой эмпирической зависимости не имеется.



ТИЧИНО (Ticino), река в Швейцарии и Италии, лев. приток р. По. Дл. 248 км, пл. басс. 7,2 тыс. км2. Берёт начало в Лепонтинских Альпах, течёт преим. в горах; пересекает оз. Лаго-Маджоре; нижнее течение на Паданской равнине. Питание снеговое и дождевое. Весеннее половодье, летом и осенью -