БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431оиз-ва электроэнергии и тепла в 1974 в СССР получена экономия топлива условного св. 30 млн. т.

Лит. см. при статьях Теплоснабжение, Теплоэлектроцентраль.

ТЕПЛОФИЛЬТР, отдельное приспособление или составная часть оптич. системы, предназначенные для удаления инфракрасных (тепловых) лучей из светового потока, проходящего через эту систему. Тепловые лучи либо поглощаются (в поглощающих Т.), либо выводятся из светового потока (напр., в интерференционных зеркалах "холодного света"). Простейший Т. представляет собой стеклянную пластинку, пропускающую световые (видимые) лучи и поглощающую тепловые. Т. применяют в осветителях биологич. микроскопов и микрофотоустановок - для защиты живых микроооъектов от вредного действия тепла, а также в различных проекционных приборах (см. Проекционный аппарат) - для предотвращения чрезмерного нагрева оригинала, изображение к-рого проецируется на экран

ТЕПЛОХОД, судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания; наиболее распространённый тип самоходного судна. Мощность от гл. судового двигателя Т. передаётся на движитель непосредственно или с помощью редуктора, иногда через соединит, муфты (механич., гидравлич. и др.). Ранее Т. наз. также дизель-электроходы - суда с дизельными гл. двигателями и электрич. передачей мощности на гребные электродвигатели (см. Электроход).

Т. впервые построены в России: для работы на р. Волге - винтовой танкер "Вандал" (1903) с 3 двигателями мощностью по 88 кет (120 л. с.) и электропередачей на гребной вал, танкер "Сармат" (1904) с механич. приводом гребного вала, колёсное буксирное су дно "Мысль" (1907) и др.; для работы на Каспийском м. - танкер "Дело" (1908) с 2 гл. двигателями общей мощностью 735 кет (1000 л. c.). Первая подводная лодка с 2 четырёхтактными реверсивными двигателями внутр. сгорания мощностью по 88 кет - рус. "Минога" (1908). За рубежом транспортные Т. появились в 1922 - в Дании был сооружён танкер "Зеландия" с 2 двигателями мощностью по 920 кет (1250 л. c.). В 1913 из 80 Т. мирового флота 70 принадлежали России.

Совершенствование судовых двигателей внутр. сгорания - повышение их кпд, уменьшение массы, габаритов, повышение надёжности, увеличение агрегатной мощности - способствовало вытеснению Т. судов с паровыми машинами. К 1930 в составе гражд. флота, по данным англ. "Регистра судоходства Ллойда", было ок. 10% Т. По тому же источнику, к сер. 1974 доля Т. возросла примерно до 88,5% (учитывая суда вместимостью не менее 100 per. т), а их вместимость составила 63% от валовой вместимости мирового самоходного флота. Среди заказанных и строящихся к кон. 1974 судов дедвейтом не менее 2000 т Т. было ок. 83% по количеству судов, или ок. 43% по дедвейту, и ок. 63% по мощности гл. двигателей.

В качестве гл. двигателей на Т. применяют двух- и четырёхтактные, мало-, средне- и высокооборотные двигатели внутр. сгорания. В 1975 наибольшая агрегатная мощность судовых двигателей достигла 36300 кет (48 000 л .с.) на паромах-Т. (Япония), наибольшая мощность установки - 2 X 29 400 кет (2 X X 40 000 л. c.) на контейнеровозах (Япония). При высокой мощности гл. двигателей Т. могут конкурировать с турбоходами. В составе вспомогательного оборудования машинного отделения Т.-воздушные компрессоры и баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателей, система охлаждения поршней и цилиндров забортной и пресной водой, оборудование для очистки и подачи в двигатель под высоким давлением топлива и смазочного масла. Теплота отходящих газов от двигателей ср. и большой мощности на ходу используется для выработки пара в утилизационном котле; пар используют для произ-ва электроэнергии и др. судовых нужд. Э. Г. Логвинович.

ТЕПЛОЭЛЕКТРОПРОЕКТ, Всесоюзный проектный институт Мин-ва энергетики и электрификации СССР, осн. в Москве в 1924. Разрабатывает проблемы перспективного развития теплоэнергетики СССР, техническую документацию и технико-экономические обоснования строительства крупных тепловых и атомных электростанций и тепловых сетей, технические задания на новые виды оборудования для электростанций, схемы теплоснабжения пром. районов, городов и др. населённых пунктов, нормативные и методич. материалы. В составе ин-та отделения (в Москве, Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Горьком, Томске, Ташкенте, Киеве, Харькове, Львове, Ростове, Риге), проектные и изыскательные отделы, лаборатории и экспериментальные базы. По проектам ин-та построены и сооружаются также крупные энергетич. объекты в ряде зарубежных стран. Ин-т публикует "Труды Теплоэлектропроекта". Награждён орденом Ленина (1962) и орденом Октябрьской Революции (1974).

ТЕПЛОЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛЬ (ТЭЦ), тепловая электростанция, вырабатывающая не только электрич. энергию, но и тепло, отпускаемое потребителям в виде пара и горячей воды. Использование в практич. целях отработавшего тепла двигателей, вращающих электрич. генераторы, является отличит, особенностью ТЭЦ и носит назв. теплофикация. Комбинированное производство энергии двух видов способствует более экономному использованию топлива по сравнению с раздельной выработкой электроэнергии на конденсационных электростанциях (в СССР - ГРЭС) и тепловой энергии на местных котельных установках. Замена местных котельных, нерационально использующих топливо и загрязняющих атмосферу городов и посёлков, централизованной системой теплоснабжения способствует не только значит, экономии топлива, но и повышению чистоты воздушного бассейна, улучшению санитарного состояния населённых мест.

Исходный источник энергии на ТЭЦ -органич. топливо (на паротурбинных и газотурбинных ТЭЦ) либо ядерное топливо (на планируемых атомных ТЭЦ). Преимущественное распространение имеют (1976) паротурбинные ТЭЦ на органич. топливе (рис. 1), являющиеся наряду с конденсационными электростанциями осн. видом тепловых паротурбинных электростанций (ТПЭС). Различают ТЭЦ пром. типа - для снабжения теплом пром. предприятий, и отопит, типа-для отопления жилых и обществ, зданий, а также для снабжения их горячей водой. Тепло от пром. ТЭЦ передаётся на расстояние до неск. км (преим. в виде тепла пара), от отопительных - на расстояние до 20-30 км (в виде тепла горячей воды ).

Рис. 1. Общий вид теплоэлектроцентрали.

Осн. оборудование паротурбинных ТЭЦ - турбоагрегаты, преобразующие энергию рабочего вещества (пара) в электрич. энергию, и котлоагрегаты, вырабатывающие пар для турбин. В состав турбоагрегата входят паровая турбина и синхронный генератор. Паровые турбины, используемые на ТЭЦ, наз. теплофикационными турбинами (ТТ). Среди них различают ТТ: с противодавлением, обычно равным 0,7 -1,5 Мн/м2 (устанавливаются на ТЭЦ, снабжающих паром пром. предприятия); с конденсацией и отборами пара под давлением 0,7 -1,5 Мн/м1 (для пром. потребителей) и 0,05-0,25 Мн/м2(для коммунальнобытовых потребителей); с конденсацией и отбором пара (отопительным) под давлением 0,05-0,25 Мн/м2.

Отработавшее тепло ТТ с противодавлением можно использовать полностью. Однако электрич. мощность, развиваемая такими турбинами, зависит непосредственно от величины тепловой нагрузки, и при отсутствии последней (как это, напр., бывает в летнее время на отопит. ТЭЦ) они не вырабатывают электрич. мощности. Поэтому ТТ с противодавлением применяют лишь при наличии достаточно равномерной тепловой нагрузки, обеспеченной на всё время действия ТЭЦ (т. е. преим. на пром. ТЭЦ).

У ТТ с конденсацией и отбором пара для снабжения теплом потребителей используется лишь пар отборов, а тепло конденсационного потока пара отдаётся в конденсаторе охлаждающей воде и теряется. Для сокращения потерь тепла такие ТТ большую часть времени должны работать по "тепловому" графику, т. е. с минимальным "вентиляционным" пропуском пара в конденсатор. В СССР разработаны и строятся ТТ с конденсацией и отбором пара, в к-рых использование тепла конденсации предусмотрено: такие ТТ в условиях достаточной тепловой нагрузки могут работать как ТТ с противодавлением. ТТ с конденсацией и отбором пара получили на ТЭЦ преимуществ. распространение как универсальные по возможным режимам работы. Их использование позволяет регулировать тепловую и электрич. нагрузки практически независимо; в частном случае, при пониженных тепловых нагрузках или при их отсутствии, ТЭЦ может работать по "электрическому" графику, с необходимой, полной или почти полной электрич. мощностью.

Электрич. мощность теплофикационных турбоагрегатов (в отличие от конденсационных) выбирают предпочтительно не по заданной шкале мощностей, а по количеству расходуемого ими свежего пара. Поэтому в СССР крупные теплофикационные турбоагрегаты унифицированы именно по этому параметру. Так, турбоагрегаты Р-100 с противодавлением, ПТ-135 с пром. и отопит, отборами и Т-175 с отопит, отбором имеют одинаковый расход свежего пара (ок. 750 т/ч), но различную электрич. мощность (соответственно 100, 135 и 175 Мет). Котлоагрегаты, вырабатывающие пар для таких турбин, имеют одинаковую производительность (ок. 800 т/ч). Такая унификация позволяет использовать на одной ТЭЦ турбоагрегаты различных типов с одинаковым тепловым оборудованием котлов и турбин. В СССР унифицируются также котлоагрегаты, используемые для работы на ТПЭС