БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431й между элементами языка целых классов науч. теорий (т. н: логич. анализ языка науки, см. Логика науки) сами по себе не являются гносеологич. исследованиями. Теоретико-познават. истолкование науки начинается там, где теоретич. конструкции интерпретируются с точки зрения их соответствия реальности, истинности, возможности приписать статус существования тем или иным используемым в теории абстрактным объектам, возможности оценить как аналитические или синтетические те или иные высказывания данной науч. области. Такое исследование связано с анализом содержания эмпирич. данных, подтверждающих теорию, с точки зрения их обоснованности, наличия в них достоверного и проблематич. знания. Гносеологич. интерпретация конкретных науч. теорий выступает, с одной стороны, как приложение нек-рых общих принципов Т. п. к анализу спец. случаев, с другой -как своеобразная ассимиляция новых науч. результатов для уточнения, а иногда и пересмотра нек-рых общих гносеологич. постулатов. Напр., революция в физике на рубеже 19-20 вв. продемонстрировала полную несостоятельность Т. п. созерцательного, метафизич. материализма; Т. п. махизма и логич. позитивизма пришла в очевидное противоречие с развитием совр. науки. Ленин, проанализировав развитие естествознания в нач. 20 в., творчески разработал осн. принципы диалектико-материалистич. Т. п. Гносеологич. ассимиляция новых науч. данных не имеет ничего общего с простым "индуктивным обобщением": развитие науки может потребовать новой гносеологич. интерпретации её результатов, к-рая приводит к необходимости обратиться прежде всего к классич. проблематике Т. п.

Во 2-й пол. 20 в. больше, чем когдалибо раньше, стала ясна несостоятельность идеалистич. претензий (наиболее выраженных неокантианцами) на истолкование Т. п. как особой, специальной науч. дисциплины, не имеющей ничего общего с "метафизикой". Т. п. была и остаётся особой сферой филос. знания, к-рая в силу этого не может быть оторвана от решения осн. мировоззренч. проблем.

Лит.: Маркс К., Экономико-философские рукописи 1844 г., в кн.: М а р к с К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1955; его же, Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч.. 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Платон, Теэтет, Соч., т. 2, М., 1970; Д е к а р т Р., Рассуждение о методе. Метафизические размышления, в кн.: Избр. произв., М., 1950; Л о к к Д., Опыт о человеческом разуме, в кн.: Избр. философские произведения, т. 1, М., 1960; Беркли Д., Трактат о началах человеческого знания, СПБ, 1905; Юм Д., Исследование человеческого разума, Соч., т. 1, М., 1965; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964; Гегель Г., Феноменология духа, Соч., т. 4, М., 1959; его же, Наука логики, т. 1 - 3, М., 1970 - 72; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии, М., 1965; Хил л Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965; Современные проблемы теории познания диалектического материализма, т. 2, М., 1970; Ленинская теория отражения и современная наука, т. 1 - 3, София, 1973; Копнин П. В., Гносеологические и логические основы науки, М., 1974. См. также лит. при ст. Диалектический материализм. В. А. Лекторский.

ТЕОСИНТЕ, виды растений сем. злаков из рода э в x л е н a (Euchlaena). Чаще всего Т. паз. Э. мексиканскую (Е. mexicana), однолетник вые. до 3 м, похожий на кукурузу. Муж. колоски собраны в верхушечные метельчатые соцветия, женские - в небольшие двухрядные колосья, расположенные в пазухах листьев. Плод - зерновка. Произрастает в Мексике (сорняк в посевах кукурузы). Культивируют Т. на Ю. Сев. Америки и в нек-рых др. р-нах, используют как зелёный корм для скота, на сено и иногда как зерновое растение.

Лит.: Жуковский П. М., Культурные растения и их сородичи, 3 изд., Л., 1971.

ТЕОСОФИЯ (от греч. theos - бог и sophia -мудрость, знание), 1) в широком смысле слова - мистич. богопознание (см. Мистика). В Ареопагигпиках синоним теологии. Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистич. опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Нек-рые исследователи относили к Т. гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т. п. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений 16-18 вв., стоящих вне прямой церковной христ. традиции,- Я. Бёме, Парацелъса, Л. К. СенМартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др. Ф. В. Шеллинг употреблял термин "Т." для обозначения синтеза мистич. богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие "свободной Т." у Вл. Соловьёва.

2) Религ.-мистич. учение рус. писательницы Е. П. Блаватской (1831-91; соч. "Тайная доктрина", 1888) и её последователей. Сложилось под влиянием инд. религ.-филос. концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме -перевоплощении человеческой души и космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и нек-рых элементов гностицизма. Отбрасывая "историч. формы религии", Т. стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ. символов и создать на этой основе род "универсальной религии", не связанной к.-л. определённой догматикой. Согласно Т., конечная цель человека - достижение оккультного "знания" и сверхъестеств. способностей - осуществляется благодаря наличию эзотерич. традиции немногочисл. "посвящённых", или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское об-во было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом с целью "образовать ядро всемирного братства", "содействовать сравнит, изучению религии и философии", "исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Деятельность об-ва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесён в Индию (с 1882 - в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом об-ва стала А. Безант, к-рая в 1912 объявила Кришнамурти новым "спасителем" человечества (позднее Кришнамурти отошёл от Т.), после чего произошёл раскол и из Т. выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиц. религий, к-рые она пытается заместить собой.

Лит.: Ледбитер Ч., Краткий очерк теософии, пер. с англ., Калуга, 1911; Ш а хн о в и ч М. И., Современная мистика в свете науки, М.- Л., 1965; G и е п о п R., Le theosophisme. Histoire d'une pseudoreligion, P., 1921; В i c h 1 m a i r G., Christentum. Theosophie und Anthroposophie, W., 1950.

ТЕОТИУАКАН (Teotihuacan), город в древней Мексике, один из крупных центров раннеклассового общества в долине Мехико (на терр. совр. штата Мехико). Возник, видимо, во 2 в. до н. э. Культура Т. в 3-6 вв. н. э. оказала большое влияние на культуру др. народов Мексики и Гватемалы. В сер. 7 в. н. э. Б результате нашествия племён с севера Т. был разгромлен и сожжён. В ацтекское время около развалин Т. было небольшое поселение. Пл. развалин Т. св. 15 км2. Осн. памятники архитектуры находятся близ прямой "Дороги м'ёртвых", у сев. конца к-рой сохранились руины "Пирамиды Луны" с комплексом храмовых зданий у подножия, "Храма Земледелия" (с фресками), "Храма Тлалока", "Сьюдаделы" ("Храма Кецалькоатля"). К В. от "Дороги мёртвых" -"Пирамида Солнца" (илл. см. т. 16, вклейка к стр. 33). Археологич. музей Т. В долине Т.- Акольман с монастырём Сан-Агустин (1539-60, черты "платереско").

Теотиуакан. "Храй Кецалькоатля". Деталь фасада (5-6 вв.).

Лит.: В е r n а 1 I., Teotihuacan, Мех., 1963.

ТЕОФЕДРИН, лекарственный препарат; комбинированные таблетки, содержащие по 0,05 г теофиллина, теобромина и кофеина, по 0,2 г амидопирина и фенацетина, по 0,02 г гидрохлорида эфедрина и фенобарбитала, 0,004 г экстракта красавки и 0,0001 г алкалоида цитизина. Применяют для лечения и профилактики астмы бронхиальной.

ТЕОФИЛЛИН, 1,3-д и м е т и л к с а н т и н, алкалоид из группы пуриновых оснований; в небольшом количестве содержится в листьях чая. По фармакологич. действию близок к теобромину, отличаясь от него более выраженным мочегонным действием. Расширяет кровеносные сосуды сердца и мускулатуру бронхов, возбуждает центр, нервную систему. Назначают внутрь (в порошках) и ректально (в свечах). Входит в состав теофедрина и др. комбинированных препаратов. Может быть получен хим. синтезом из диметилмочевины и циануксусного эфира.

ТЕОФИПОЛЬ, посёлок гор. типа, центр Теофипольского р-на Хмельницкой обл. УССР. Расположен на р. Полква (басе. Днепра), в 30 км от ж.-д. ст. Суховоля (на линии Тернополь-Шепетовка) и в 97 км к С.-3. or Хмельницкого. 3-ды: сахарный, сыродельный, кирпичный, комбикормовый и др. предприятия.

ТЕОФРАСТ, Феофраст (Theophrastos, т. е. "обладатель божественной речи"; наст, имя - Тиртам) (ок. 372 до н. э., Эресос на Лесбосе,- ок. 287, Афины), древнегреческий философ и естествоиспытатель; один из первых ботаников древнего времени. Ученик Платона, затем