БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 Г. А., Основные этапы истории Института теоретической астрономии АН СССР, "Бюл. Ин-та теоретической астрономии". 1971, т. 12, № 9 (142); Л а птева М. В., Библиография по истории и деятельности Института теоретической астрономии за 50 лет (1919 - 69), там же. Г. А. Чеботарёв.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФИЗИКИ ИНСТИТУТ Гос. комитета по использованию атомной энергии СССР (ИТЭФ), н.-и. ядерно-физич. центр. Создан в 1945 в Москве (до 1949 наз. Лабораторией № 3, до 1957- Теплотехнич. лабораторией АН СССР). Организатором и первым директором был акад. А. И. Алиханов. В наст, время (1976) в ин-те работают чл.-корр. АН СССР В. В. Владимирский и Л. Б. Окунь.

ИТЭФ ведёт исследования по физике элементарных частиц и атомного ядра, прикладной ядерной физике, вычислит, математике и физ. химии. В ИТЭФ были проведены фундаментальные исследования свойств (3-распада нейтронов и атомных ядер, установлено асимптотич. поведение сечений сильно взаимодействующих частиц при очень высоких энергиях (Померанчука теорема), открыты ядерные силы, нарушающие пространств, чётность, и т. д.

В 1949 в ИТЭФ был введён в строй первый в СССР исследовательский тяжеловодный реактор. В 1961 завершено сооружение протонного синхротрона на энергию 7 Гэв (в 1973 его энергия доведена до 10 Гэв). Этот ускоритель - модель протонного ускорителя на энергию 76 Гэв Ин-та физики высоких энергий (Протвино). И. В. Чувило.

ТЕОРИЯ (греч. theoria, от theoreo -рассматриваю, исследую), в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение к.-л. явления; в более узком и спец. смысле - высшая, самая развитая форма организации науч. знания, дающая целостное представление о закономерностях и существ, связях определённой области действительности -объекта данной Т. По словам В. И. Ленина, знание в форме Т., "теоретическое познание должно дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 193). По своему строению Т. представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, к-рую характеризуют логич. зависимость одних элементов от других, выводимость содержания Т. из нек-рой совокупности утверждений и понятий - исходного базиса Т.- по определённым логико-методологич. принципам и правилам.

Основываясь на обществ, практике и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях действительности, Т. выступает как наиболее совершенная форма науч. обоснования и программирования практич. деятельности. При этом роль Т. не ограничивается обобщением опыта практич. деятельности и перенесением его на новые ситуации., а связана с творч. переработкой этого опыта, благодаря чему Т. открывает новыеперспективы перед практикой, расширяет её горизонты. Марксизм-ленинизм отвергает как принижение Т., её отождествление с практикой, так и схоластич. теоретизирование, отрыв Т. от действительности.

Опираясь на знание, воплощённоев Т., человек способен создавать то, что не существует в наличие данной природной или социальной действительности, но возможно с точки зрения открытых Т. объективных законов. Эта программирующая роль Т. по отношению к практике проявляется как в сфере материального произ-ва, где она заключается в реализации науч. открытий, достигаемых на основе науч. Т., особенно в эпоху совр. научно-технической революции и превращения науки в непосредств. производит, силу, так и в области обществ, жизни, где передовая Т. обществ, развития, отражающая его объективные закономерности и воплощающая в то же время идеологию прогрессивных социальных сил, выступает в качестве науч. основы программы революц. преобразования общества. Особенно возрастает роль Т. в эпоху созидания социалистич. и коммунистич. общества на основе сознат. деятельности народных масс. Как подчёркивал Ленин, "без революционной теории не может быть и революционного движения" (там же, т. 6, с. 24), а "...роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией" (там же, с. 25). Ориентирующая, направляющая роль передовой марксистско-ленинской Т. общества, раскрывающей объективные законы общественного развития, ярко проявляется в совр. условиях в руководстве КПСС развитым социалистич. обществом в его движении к коммунизму. Осуществление целенаправленногопрактич. преобразования действительности на основе знаний, воплощённых в Т., есть критерий истинности Т. (см. Истина). При этом в ходе практич. применения Т. сама совершенствуется и развивается. Практика образует не только критерий истинности, но и основу развития Т.: "Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности" (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 195). В процессе применения Т. сформулированное в ней знание опосредуется различными промежуточными звеньями, конкретизирующими факторами, что предполагает живое, творч. мышление, руководствующееся Т. как программой, но мобилизующее также все возможные способы ориентации в конкретной ситуации. Иными словами, действенное применение Т. требует опоры на "живое созерцание" объекта, использования практич. опыта, включения эмоциональных и эстетич. моментов сознания, активизации способностей творч. воображения. Сама Т. как форма особого освоения мира функционирует в системе культуры в тесном взаимодействии с другими, нетеоретич. формами сознания, поэтому её формирование, развитие и применение всегда связаны с определёнными идейно-мировоззренч., нравств. и эстетич. факторами. Серьёзная науч. Т. всегда так или иначе связана с определёнными филос.-мировоззренч. установками, способствует укреплению того или иного мировоззрения (напр., в борьбе с религ. мировоззрением важнейшую роль сыграли Т., созданные H. Коперником и И. Ньютоном; утверждению идей диалектико-материалистич. мировоззрения способствовала дарвиновская Т. эволюции). С др. стороны, в истории познания существовали и продолжают существовать псевдонауч. концепции, также претендующие на роль подлинных Т., но в действительности выражающие антинауч., реакционную идеологию (напр., социал-дарвинизм, расизм, геополитика). Особенно сильна связь содержания Т. с идейно-мировоззренч. установками и социально-классовыми интересами в области обществ, наук, где противоборство передовой науч. Т. марксизма-ленинизма с реакц. взглядами отражает борьбу противоположных идеологий (см. Партийность).

Взятая в качестве определённой формы науч. знания и в сравнении с другими его формами (гипотезой, законом и т. д.) Т. выступает как наиболее сложная и развитая форма. Как таковую Т. следует отличать от др. форм науч. знания - законов науки, классификаций, типологий, первичных объяснительных схем и т. д. Эти формы генетически могут предшествовать собственно Т., составляя базу её формирования; с др. стороны, они нередко сосуществуют с Т., взаимодействуя с нею в системе науки, и даже входят в Т. в качестве её элементов (теоретич. законы, типологии, основанные на Т.).

В разделении труда между различными способами духовного производства специфич. функция науч.-теоретич. сознания вообще заключается в том, что оно представляет собой специализированную деятельность по разработке возможно более широкого спектра познават. норм отношения человека к миру, к-рый воплощается в содержании науки. Теоретич. мышление как деятельность "исследования природы самих понятий", к-рую Энгельс характеризовал как необходимую предпосылку диалектич. мышления (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 537-38), является поэтому ведущим элементом науч. познания на любой его стадии. Это означает, что науч. знание теоретично с самого начала, т. е. всегда связано с размышлением о содержании понятий и о той исследовательской деятельности, к-рая к нему приводит. При этом, однако, формы и глубина теоретич. мышления могут сильно варьировать, что находит историч. выражение в развитии структуры теоретич. знания, в формировании различных способов его внутр. организации. Если теоретич. мышление вообще (Т. в широком смысле слова) необходимо сопутствует всякой науке, то Т. в собственном, более строгом смысле появляется на достаточно высоких этапах развития науки - как результат систематич. развёртывания способности теоретич. мышления.

Первые Т. в собств. смысле появляются уже в антич. науке (Евклид), тогда же возникают и размышления о строении теоретич. знания (Аристотель, стоики). Следующий крупный шаг в развитии теоретич. знания связан с возникновением опытного естествознания и развитием его в 16-18 вв. Осн. содержание познания в ту эпоху, а в известной мере и позднее, в 1-й пол. 19 в., составляли накопление и обработка эмпирич. данных, получение эмпирич. обобщений и закономерностей. Вместе с тем эта эмпирич. работа была связана с развитием самой способности теоретич. мышления. В этот период, в частности, осуществлялось определённое развитие концептуально-теоретич. представлений о газе, теплоте, электричестве, магнетизме, оптич. явлениях и т. д., причём именно эти представления в значит, мере ориентировали и направляли само эмпирич. исследование (что чётко прослеживается, напр., в истории открытия зако