БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев и журн. "Каторга и ссылка". Автор ряда работ по агр. вопросу и истории революц. движения ("Судьбы русского крестьянства", 1923; "Историческое значение партии „Народной воли"", 1930;"1 марта 1881 г.", 1931, и др.). Делегат 15-го и 16-го съездов ВКП(б). Был чл. ВЦИК.

Лит.: Герои Октября, т. 2, Л., 1967.

ТЕОДОРЯНУ (Teodoreanu) Йонел (7.1. 1897, Яссы,-3.2.1954, Бухарест), румынский писатель. По профессии адвокат. Печатался с 1919. Мир детей и подростков - гл. тема его творчества, начиная с первого сб. "Улица детства" (1923). Автор трилогии "В Меделень" (ч. 1- "Изменчивая граница", 1925; ч. 2 - "Дороги", 1925; ч. 3 - "Среди ветров", 1927). Последующие романы построены на смешении фантастики и натурализма. В них Т. пытается передать психологию юношества, первые проявления больших чувств. Из мемуарных произв. выделяется "Застолье теней" (1946).

Соч.: Opere alese, v. 1 - 4, Вис., 1968-1970; в рус. пер.- В доме у дедушки и бабушки, Бухарест, 1968.

Лит.: Ciobanu N., I. Teodoreanu, [Вис.], 1970 (лит.).

ТЕОДУЛЬФ (Theodulfe) (сер. 8 в., Испания,- 821, Анже), деятель "Каролингского возрождения". По происхождению вестгот. Приближенный к Карлу Великому, Т. ок. 798 стал епископом Орлеана и аббатом монастыря Флёри. Участвовал в создании сети школ и разработке системы преподавания, был одним из "государевых посланцев", контролировавших деятельность графов. В 817 по обвинению в подготовке заговора против Людовика Благочестивого лишён сана и сослан в монастырь. Т.- автор многих поэтич. произв., в т. ч. поэмы "Против судей" (в которой дал яркую картину нравов эпохи, показал произвол графов и их помощников), а также ряда богословских трактатов.

ТЕОКРАТИЯ (греч. theokratia, букв.-власть бога, от theos- бог и kratos -сила, власть), форма гос-ва, в к-ром как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократич. гос-ве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава гос-ва), признаваемому "живым богом", "наместником бога на земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически гос. полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" - Священное писание, шариат и т. п. и воля главы гос-ва и церкви. Впервые термин "Т." встречается в соч. Иосифа Флавия. Примерами Т. эпохи рабовладельч. строя были, напр., др.-вост. деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В ср. века теократич. власть папы римского была установлена в Папской области. Согласно политич. доктрине католицизма того времени, власть европ. монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена ей (материальным выражением этой зависимости была "церковная десятина", взимаемая в католич. странах Европы). В новейшее время теократич. формы сохранялись лишь как пережитки прошлого в наименее развитых странах.

ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система профессиональной подготовки служителей религ. культов, специалистовтеологов, преподавателей богословия в различного типа и уровня духовных учебных заведениях. См. Религиозное обучение и образование.

ТЕОЛОГИЯ (греч. theologia, от theos -бог и logos - слово, учение), богословие, совокупность религ. доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистич. умозрения на основе текстов, принимаемых как божеств, откровение. Одна из предпосылок Т.- концепция личного бога, сообщающего непреложнее знание о себе через своё "слово", почему Т. в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистич. тенденций. Вторая предпосылка Т.- наличие достаточно развитых форм идеалистич. философии; основные филос. истоки традиционной Т. христианства, иудаизма и ислама - учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Хотя Т. не может обойтись без филос. понятийного аппарата (ср. неоплатонич. термин "единосущный" в христ. "символе веры"), она по сути своей отлична от философии, в т. ч. и от религ. философии. В пределах Т. как таковой филос. мышление подчинено гетерономным основаниям: разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он принимает некритически и только разъясняет "слово божие". Т. авторитарна; в этом смысле она является отрицанием всякой автономной мысли, в т. ч. философии. В патристике складываются как бы два уровня: нижний уровень -филос. спекуляция об абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех вещей (то, что называл Т. ещё Аристотель -синоним "первой философии ", или "метафизики"); верхний уровень - не постигаемые разумом "истины откровения". В эпоху схоластики эти два вида Т. получили обозначение "естественной Т." и "богооткровенной Т.". Такая структура Т. наиболее характерна для традиц. католич. доктрин. Перенос акцента на мистико-аскетич. "опыт", запечатленный в "предании", определяет облик православной Т.: единое "предание" не позволяет ни честсственной Т.", ни библеистике вычлениться из своего состава. Протестантская Т. иногда тяготела к отказу от понятия "естественной Т."; в 20 в. такие тенденции стимулировались влиянием экзистенциализма, а также стремлением вывести Т. из плоскости, в к-рой возможно столкновение с результатами естественнонауч. исследований и с филос. обобщениями этих результатов. Именно по вопросу о понятии "естественной Т." резко разошлись ведущие представители диалектической теологии- К. Барт и Э. Бруннер.

Догматич. содержание Т. понимается как вечное, абсолютное, не подлежащее какому бы то ни было историч. изменению. В наиболее консервативных вариантах Т., особенно в католич. схоластике и неосхоластике, ранг вневременной истины дан не только "слову божию", но и осн. тезисам "естественной Т.": рядом с "вечным откровением" встаёт "вечная философия" (philosophia perennis). На переходе от средневековья к новому времени оппозиц. мыслители подвергались преследованиям не только и не столько за несогласие с Библией, сколько за несогласие со схоластически истолкованным Аристотелем. Однако перед лицом смены социальных формаций и культурных эпох Т. вновь и вновь сталкивается с проблемой: как ей обращаться к меняющемуся миру, чтобы на языке неизменных догматич. формул выразить новое содержание. Консерватизм грозит полной изоляцией от обществ, развития на совр. этапе, превращением в духовное "гетто", модернизм, связанный с "обмирщением" религии - разрушением её основных устоев. В истории христианства чётко проявляется систематически возвращающаяся необходимость "осовременивания" церковной мысли и практики. Подобные тенденции есть также в истории Т. всех вероисповеданий. Совр. кризис Т. несравнимо глубже, чем какой-либо из предшествовавших кризисов; под вопрос поставлены не только тезисы Т., оспаривавшиеся вольнодумством и атеизмом былых эпох, но и казавшиеся вечными предпосылки в обществ, сознании и обществ, психологии.

Т. невозможна вне социальной организации типа христ. церкви и иудаистской или мусульманской общины, понятие "слова божия" теряет смысл вне понятия "народа божия" как адресата "слова". Это выражено в словах Августина: "я не поверил бы и евангелию, если бы меня не побуждал к тому авторитет вселенской церкви". Попытка протестантизма отделить авторитет Библии от авторитета церкви не смогла до конца лишить Т. её институционального характера как вероучения, обращённого от тех, кто "поставлен" в церкви учить членов церкви, к этим поучаемым. Связь с прагматич. нуждами церкви как организации порождает многообразие дисциплин Т. В традиции рус. православия принята такая классификация этих дисциплин: "основное" богословие излагает и защищает в апологетич. спорах с иноверными и неверующими нек-рую сумму исходных тезисов, "догматическое" - развёртывает и уточняет систему догматов, "нравственное" -даёт программу этич. поведения члена церкви, "обличительное", или "сравнительное",- доказывает преимущество православия сравнительно с др. христ. вероисповеданиями, наконец, "пасторское" - ведает практич. вопросами деятельности священника; к нему примыкают "литургика" (теория богослужения), "гомилетика" (теория проповеди), "каноника" (теория церк. права).

Сущность Т. как мышления внутри церк. организации и в подчинении её авторитетам делает Т. несовместимой с принципами автономности филос. и науч. мысли. Поэтому начиная с эпохи Возрождения не только материалистическая, но и нек-рые направления идеалистич. философии формировались в более или менее антагонистич. отталкивании от Т. и создали богатую традицию её критики. Эразм Роттердамский критиковал Т. как сухую и скучную игру ума, становящуюся между человеческой личностью и евангельской "философией Христа". Бурж. прогресс стимулировал подчёркивание практич. бесполезности теологич. умозрения; этот мотив ярко представлен у Ф. Бэкона и энциклопедистов. Критика Т. обосновывалась также критикой Библии как основы Т.; классиком такой критики был уже Спиноза. Новый уровень антитеологич. мысли был достигнут Л. Фейербахом, поставившим вопрос о Т. как отчуждённой (см. Отчуждение) форме человеческого сознания и систематически истолковавшим теологич. образ бога как негативный и превращённый образ человека. Однако нарисованная Фейербахом драма передачи чел