БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431тинообразными волосами, иногда колючками. У водяных Т. на задних лапах имеется плавательная перепонка. В семействе 10 родов (ок. 20 видов). Распространены на о. Мадагаскар и Коморских о-вах, нек-рые виды акклиматизированы на отд. о-вах Индийского ок. Обитают во влажных лесах, кустарниковых зарослях, степях. Наземные животные, исключая водяного Т. Активны ночью. Питаются животной, реже растит, пищей. Размножаются раз в год, в помёте от 14 до 25 детёнышей. Мясо крупных видов Т. (обыкновенного и большого) местное население употребляет в пищу.

ТЕНСИФТ, река в Марокко. Дл. 270 км. Истоки на склонах хр. Высокий Атлас, впадает в Атлантич. ок. Низкий уровень в конце лета, короткие, но бурные паводки зимой и весной. Воды используются для орошения.

ТЕНТАКУЛИТЫ (Tentaculita), класс вымерших мор. моллюсков. Существовали в силуре - девоне. Раковина коническая (дл. 3-7 см), закрытая на узком конце; в поперечном сечении округлая, гладкая или скульптурированная. Полость раковины обычно разделена поперечными перегородками на камеры; в самой большой из них - передней - помещается тело моллюска. Имеют значение для стратиграфии девонских отложений.

Лит.: Друщиц В. В., Палеонтология беспозвоночных, М., 1974.

ТЕНЦИНГ Норгэй (р. май 1914, сел. Цачу, долина Соло-Кхумбу, Непал), горовосходитель. По национальности шерпа, гражданин Индии. Работал проводником, носильщиком, сирдаром (начальник группы носильщиков) мн. альпинистских и исследоват. экспедиций, инструктором горной подготовки. Участвовал в 6 восхождениях на Джомолунгму (Эверест). В 1938 за подъём с грузом до вые. 8290 м альпинистский Гималайский клуб присвоил Т. звание "Тигр". 29 мая 1953 с новозеландским альпинистом Э. Хиллари совершил первовосхождение на Джомолунгму. С 1954 директор полевой подготовки Гималайского ин-та альпинизма, с 1955 пред. Ассоциации шерповальпинистов. В 1963 поднимался на Эльбрус. Первым из зарубежных спортсменов награждён советской медалью "За выдающееся спортивное достижение". Портрет стр. 429.

Лит.: Тигр снегов. Автобиография Тенцинга, записанная с его слов Дж. Р. Ульманом, [пер. с англ.], М., 1957; Хан т Д ж., Восхождение на Эверест, [пер. с англ.], М.,

ТЕНЬ ЗЕМЛИ, часть пространства, в к-рую не проникают прямые солнечные лучи вследствие экранирования их телом Земли. Т. 3. имеет форму, мало отличающуюся от круглого конуса с вершиной, удалённой от Земли в среднем на 1,4 млн. км (длина конуса неск. изменяется вследствие изменения расстояния Земли от Солнца в течение года). При прохождении Луны через Т. 3. наблюдаются лунные затмения. Попадая в земную тень, перестают быть видны искусств, спутники Земли. Зона земной атмосферы, не освещённая прямыми лучами Солнца, может наблюдаться при ясной погоде во время зари на стороне небесного свода, противоположной скрытому за горизонтом Солнцу. Она имеет вид тёмного с синеватым оттенком сегмента, окаймлённого пурпурной полосой.

Лит.: Е р п ы л ё в H. П., Математическая модель тени и полутени Земли, "Научные информации Астрономического совета АН СССР", 1972, в. 25.

ТЕОБРОМА (Theobroma), род растений сем. стеркулиевых. Вечнозелёные деревья нижнего яруса влажнотропич. лесов Центр, и Юж. Америки. Листья простые, цельные. Соцветия мелких 5-членных обоеполых цветков развиваются на укороченных побегах, размещающихся на стволе и крупных ветвях (каулифлория). Плоды яйцевидные или продолговатые с многочисл. семенами. У мн. видов мякоть плодов съедобна, семена идут на приготовление какао и шоколада. Наибольшее экономич. значение имеет Т. cacao, т. н. шоколадное дерево, или к ак а о. Вые. 4-8 м, жёлтые, оранжевые или красноватые плоды дл. до 30 см и диам. 10-12 см, весят 300-600 г, содержат 25-60 семян. Т. cacao культивируют с древних времён во мн. тропич. странах. Для его выращивания наиболее благоприятны равномерные осадки (2-5 тыс. мм в год) и среднегодовая темп-pa не ниже 21 °С. Размножают какао семенами, черенками, прививкой. Плодоносить оно начинает на 4-5-й год и достигает полной продуктивности на 10-й год. Т. cacao успешно выращивают в оранжереях.

Плодоносящая теоброма какао; а - продольный разрез цветка; б - лепесток; в - плод в продольном разрезе; г -плод в поперечном разрезе.

Лит.: Синягин И. И., Тропическое земледелие, М., 1968; Жуковский П. М., Культурные растения п их сородичи, 3 изд., Л., 1971. С. С. Морщихина.

ТЕОБРОМИН, 3,7- диметилксант и н, алкалоид из группы пуриновых оснований. Содержится (до 1,8%) в бобах какао (Theobroma cacao). Бесцветные кристаллы горького вкуса, плохо растворимы в воде. Оказывает спазмолитич. и гипотензивное действие. В медицине применяют при спазмах сосудов сердца и головного мозга и как мочегонное средство. В отличие от близкого по строению кофеина, вызывает значительно менее выраженное действие на центр, нервную систему. Получают из бобов какао или хим. синтезом. Входит в состав теофедрина и др. комбинированных препаратов.

"ТЕОГОНИЯ" ("Родословная богов"), дидактическая поэма Гесиода (8-7 вв. до н. э.).

ТЕОДИЦЕЯ (франц. theodicee, от греч. theos - бог и dike - справедливость), "оправдание бога", общее обозначение религ.-филос. доктрин, стремящихся согласовать идею "благого" и "разумного" божеств, управления миром с наличием мирового зла, "оправдать" это управление вопреки существованию тёмных сторон бытия. Термин введён Г. В. Лейбницем в трактате "Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и первопричине зла" (1710).

Ист. формы Т. целесообразно рассматривать в порядке поступат. расширения "божественной ответственности" за мировое бытие. Так, в политеизме, особенно в его первобытно-анимистич. формах или в греко-рим. мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности. Однако и от таких божеств можно требовать того, что требуется от любого старейшины и судьи, т. е. справедливого распределения наград и наказаний. Поэтому первая и самая общая форма критики божеств, "управления" миром есть вопрос: почему дурным хорошо, а хорошим дурно. Наиболее примитивная форма Т.: в конце концов хорошему будет хорошо, а дурному - дурно. Новый вопрос: когда же наступит это "в конце концов"? Вот добрый умер в безнадёжности, а злой - в безнаказанности: где обещанное возмездие? Выводя перспективу возмездия из ограниченных пределов жизни одного человека в бесконечные дали времени, Т. относила возмездие не к индивиду, а ко всему роду в целом (что представлялось справедливым с точки зрения патриархальной морали). Однако этот ход мысли перестал удовлетворять, когда идея личной ответственности восторжествовала над безличными родовыми связями: новые формы Т. апеллируют уже не к вечности рода, а к вечности индивида в перспективе эсхатологии. Таково учение о перерождениях у орфиков, в брахманизме, буддизме и т. д., предполагающее причинно-следств. связь между заслугами и винами предыдущей жизни и обстоятельствами последующего рождения, и доктрина о возмездии за гробом, характерная для др.-егип. религии, позднего иудаизма, особенно для христианства п ислама, однако играющая роль и в различных политеистич. верованиях, в буддизме махаяны п т. п. У представителей антич. идеализма мироправленне богов заранее ограничено предвечным началом - косной материей, к-рая сопротивляется устрояющей силе духа и ответственна за мировое несовершенство. Этот выход, однако, невозможен для библейского теизма с его учением о создании мира из ничего и о безусловной власти бога над своим созданием: если полновластная воля бога предопределяет все события, в т. ч. и все акты человеческого выбора, то не есть ли всякая вина - вина бога? Концепция предопределения, жёстко проведённая у джабаритов в исламе и у Ж. Кальвина в христианстве, не оставляет места для логически построенной Т.; последняя развивалась исходя из принципа свободы воли: свобода сотворённых богом личностей ангелов и людей для своей полноты включает возможность морального зла, в свою очередь порождающего зло физическое. Эта аргументация составляет основу христ. Т. от новозаветных текстов до релит, философии 20 в. (напр., у H. А. Бердяева). Менее специфична для теизма эстетико-космологич. Т., утверждающая, что частные недостатки мироздания, запланированные художническим расчётом бога, усиливают совершенство целого. Этот тип Т. (или космодицеи -"оправдания мира") встречается уже у Плотина и доведён до предельной систематичности у Лейбница: наилучший из возможных миров есть мир с наибольшим разнообразием ступеней совершенства существ; бог, по "благости" своей желающий наилучшего мира, не желает зла, но допускает его постольку, поскольку без него не может осуществиться желаемое разнообразие. Т. была подвергнута критике мн. мыслителями нового времени. П. Гольбах опроверг аргументы Т. в "Системе природы" (1770). Оценка Лейбницем данного мира как наилучшего была высмеяна Вольтером в романе "Кандид, или Оптимизм" (1759), а растворение мук и вины индивида в гармонии мирового целого отвергнуто Ф. М. Достоевским в "Братьях Карамазовых".

Последовательно атеистич. мировоззрение отвергает проблему Т., "оправдания бог