БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431орошках.

ТЕМЛЯК (тюрк.), согнутая пополам тесьма (нитяная, кожаная или из галуна) с кистью на конце, носимая на рукоятке (эфесе) меча, шпаги, сабли, шашки. Воины рыцарского войска (14-15 вв.) в бою надевали Т. на руку, чтобы крепче держать оружие. Позже в различных армиях Т. стали носить по установленной форме офицеры, а затем и солдаты. В рус. армии Т. являлся также знаком отличия (Т. с георгиевской лентой или лентой ордена св. Анны 4-й степени).

ТЕМНИК; река в Бурят. АССР, лев. приток р. Селенги. Дл. 314 км, пл. басе. 5480 км. Течёт в широкой долине между хребтами Хамар-Дабан и Малый ХамарДабан; в низовьях рукавами соединяется с оз. Гусиное. Питание преим. дождевое; с мая по сентябрь паводки. Ср. расход воды в 59 км от устья 29 м3/сек. Замерзает в октябре - ноябре, вскрывается в кон. апреля - мае.

ТЕМНИКОВ, город, центр Темниковского р-на Морд. АССР. Расположен на прав, берегу р. Мокша (басе. Оки), в 71 км к С. от ж.-д. станции Торбеево (на линии Рязань - Рузаевка) и в 158 км к С.-3. от г. Саранска. Известен с 1536 как рус. крепость. Входил в состав Касимовского царства. С 1708 в Казанской губ. С 1779 уездный город Тамбовского наместничества (с 1796 -губернии). Сов. власть установлена 14 марта 1918. С 1923 в Пензенской губ., с 1930 в Мордовской авт. обл., с 1934 в Морд. АССР. В Т.- цех Саранского производств, объединения "Светотехника"; з-ды: сухого молока, кирпичный, асфальтный, пеньковый; лесокомбинат; бумажная ф-ка. С.-х. техникум, мед. уч-ще. Краеведч. музей. В р-не Т.-Мордовский заповедник.

Лит.: Чернухин А. А., Темников, Саранск, 1973.

ТЕМНОЦЕФАЛЫ (Temnocephalida), отряд ресничных червей, по др. системе -класс плоских червей. Т. обитают на теле пресноводных ракообразных, моллюсков и черепах, не причиняя им вреда. Уплощенное тело (дл. от 0,2 мм до 14 мм) обычно снабжено неск. щупальцами. Гермафродиты; откладывают яйца на поверхность тела хозяина. Около 50 видов; обитают преим. в Юж. полушарии, 1 вид - на Балканах. Илл. см. т. 22, стр. 44.

Лит.: Павловский Е. H., Дополнение к классу Turbellaria. Отряд Temnocephalida, в кн.: Руководство по зоологии, т. 1, М.- Л., 1937; Шульц Р. С., Гвоздев Е. В., Основы общей гельминтологии, т. 1, М., 1970, с. 99 - 103; Baer J. G., Classe des Temnocephales, в кн.: Traite de Zoologie. Anatomie, systematique, biologie, publ. P.-P. Grasse, t. 4, fasc. 1, P., 1961.

ТЁМНЫЕ ТУМАННОСТИ, небесные объекты, наблюдаемые в виде тёмных пятен на более светлом фоне звёздного неба. См. Туманности галактические.

ТЕМП (итал. tempo, от лат. tempus -время), 1) степень скорости, быстроты движения, осуществления чего-либо. 2) В физич. упражнениях - определённая частота повторения равномерно выполняемых многократных движений, напр, шагов при ходьбе, беге и т. п. См. также Темп в музыке, Темпы роста, Темпы эволюции.

ТЕМП в музыке, скорость течения (смены) метрич. счётных единиц (см. Метр). Т. тесно связан с характером музыки. Первоначально Т. в нотах не указывался и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её содержания и фактуры. С 17 в. Т. стали обозначать спец. итал. терминами. Осн. Т. (в порядке возрастания): ларго, ленто, адажио (медленные), анданте, модерато (умеренные), аллегро, виваче (виво), престо (быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (напр., аллегро - букв, "весело"); нек-рые сохранили подобный смысл (напр., ларго -"широко"). Эти термины применяются и с дополнит, словами, усиливающими или ослабляющими значение осн. слова (напр., мольто -"очень", ма нон троппо-"но не слишком"). Иногда композитор обозначает Т. и на др. языке (своём родном) - нем., франц., рус. и др. В ряде случаев Т. указывается косвенно, ссылкой на жанр, связанный с определённой скоростью движения (напр., "в темпе марша", "в темпе вальса"). Обозначение Т. может служить и названием целой пьесы, выдержанной в данном Т. (адажио, аллегро и др.).

Словесные обозначения Т. приблизительные; разные исполнители в соответствии со своим пониманием произв. и особенностями своей психики исполняют ту же пьесу в неск. различающихся Т. Метроном позволяет вполне точно указывать Т. Однако даже метрономич. указания, исходящие от самого композитора, представляют лишь ориентир для исполнителя, к-рый может в нек-рых пределах отклоняться от них. Хотя в каждой муз. пьесе обычно главенствует к.-л. один Т., он выдерживается "в среднем", тогда как в отд. фразах в соответствии с логикой их развития слегка ускоряется или замедляется (см. Агогика). Нередко встречаются и более значит, ускорения и замедления Т., предписываемые композитором; для их обозначения существуют особые термины: аччелерандо, стринжендо, пиу моссо (ускорение), раллентандо, ритенуто, мено моссо (замедление); возвращение к первоначальному Т. обозначается словами темно примо.

Различия в Т. и характере движения наряду с др. факторами определяют контраст между частями циклич. муз. произведений (симфонии, сонаты, сюиты и др.).

Лит.: Назайкинский Е. В., О музыкальном темпе, М., 1965.

ТЕМПЕРА (итал. tempera, от temperare - смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в к-рых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Т., известная уже в Др. Египте, в ср. века стала осн. техникой станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий. Ср.-век. иконописцы писали Т. на загрунтованных досках и покрывали оконченную живопись слоем олифы или масляного лака. С 15 в. в Зап. Европе (а в России с 18 в.) Т. вытесняется масляной живописью. В кон. 19-20 вв. Т. вновь широко применяется для станковых и декоративно-прикладных работ. Совр. картины, написанные Т., не покрывают лаком, и поэтому они имеют бархатистую матовую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных Т., проявляют несравненно большую стойкость к внеш. воздействиям и дольше сохраняют первоначальную свежесть по сравнению с красками масляной живописи.

Илл. см. на вклейке к стр. 32-33.

Лит.: Филатов В. В., Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; Wehlte К., Тетреramalerei, 4 Aufl., Ravensburg, [1961].

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамич. особенностей его психич. деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отд. психич. процессов и состояний. В структуре Т. можно выделить три гл. компонента: общую активность индивида, его двигат. проявления и его эмоциональность. Общая психич. активность индивида характеризует "динамические" особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внеш. действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т. п. до предельной энергичности, стремительности действий. Двигательный, или моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью к-рого актуализируется внутр. динамика психич. состояний. Среди динамич. качеств двигат. компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд др. признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике). Третий компонент Т.- эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Осн. моменты "эмоциональности" - впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, импульсивность - быстроту, с которой эмоция становится побудит, силой поступков и действий, эмоциональная лабильность -скорость, с к-рой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим.

В истории учения о Т. можно выделить три осн. системы взглядов на факторы, обусловливающие проявления Т. в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие Т. со свойствами тех или иных жидких сред организма, напр, в учении Гиппократа - с соотношением между четырьмя жидкостями (греч. krasis - смесь, сочетание, в лат. пер. temperamentum), циркулирующими в человеческом организме, - кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетич. преобладание этих жидкостей в организме и дало названия осн. типам Т.: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В новое время психологич. характеристика этих типов Т. была систематизирована И. Кантом ("Антропология", 1789): сангвинич. Т. отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; холерический - горячностью, вспыльчивостью, порывистостью поступков; меланхолический - глубиной и длительностью переживаний; флегматический - медлительностью, спокойствием и слабостью внеш. выражения чувств. Однако в своих толкованиях Кант допустил смешение черт Т. и характера. Органич. основой Т. Кант считал качеств, особенности крови. Близко к гуморальным теориям Т. стоит идея П. Ф. Лесгафта о том, что в основе проявлений Т. в конечном счёте лежат свойства системы кровообращения.

Попытка разработать морфологич. теорию Т. принадлежит нем. психопатологу Э. Кречмеру (1888-1964), к-рый определял Т. через осн. конституциональные т