БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431шаузской обл. Туркм. ССР. Расположен в Хорезмском оазисе, в 35 км к С. от ж.-д. станции Ташауз (на линии Чарджоу - Бейнеу). Нар. театр. Близ Т.-асфальтный з-д. Назван в честь Э. Тельмана.

ТЕЛЬНОВСКИЙ (до 1947 - К и т ак а д з а в а), посёлок гор. типа в Углегорском р-не Сахалинской обл. РСФСР. Расположен на берегу Татарского пролива, в 106 км к Ю.-З. от ж.-д. станции Смирных. Добыча бурого угля.

ТЕЛЬ-ОБЕЙД, Тель-эль-Обейд (У б ей д), энеолитич. археол. памятник на терр. Ирака; см. Эль-Обейдская культура.

ТЕЛЬПОСИЗ (на языке коми -скала ветров), наиболее высокая горная вершина Сев. Урала (Коми АССР). Вые. 1617 м. Сложена кристаллич. сланцами, кварцитовыми песчаниками, конгломератами. Склоны до вые. 500-600 м покрыты таёжными лесами (из ели, лиственницы, берёзы); выше - горные тундры.

ТЕЛЬФЕР (англ, telpher), подвесное грузоподъёмное устройство (таль) с электрич. приводом.

ТЕЛЬШЯЙ, город, центр Телыпяйского р-на Литов. ССР. Расположен на сев. берегу оз. Мастис. Ж.-д. станция на линии Кретинга - Шяуляй. 23 тыс. жит. (1974). Трикотажная ф-ка, з-д счётных машин, маслозавод; производство стройматериалов и плодоовощных консервов. Техникум прикладного иск-ва; краеведч. музей. Нар. театр.

ТЕЛЬ-ЭД-ДУВЕЙР (древний Л а x и ш), поселение эпохи бронзы и раннего железа. Расположено в 40 км к Ю.-З. от Иерусалима. Материалы раскопок 1932-38 характеризуют зарождение и эволюцию древней гор. культуры в Палестине. Уже с кон. 3-го тыс. до н. э. в Т.-э.-Д. развилось ремесло. В 18 в. до н. э. появились укрепления, в 16 в. до н. э. был возведён храм. Т.-э.-Д. был одним из укреплённых городков Ханаана и неоднократно входил в состав егип. государства, что отразилось в его культуре. Особый интерес представляют находки надписей 18-2 вв. до н. э. и более поздних еврейских (6 в. до н. э.). В нач. 6 в. до н. э. был разрушен вавилонским царём Навуходоносором П.

Лит.: The Lachish Letters, Oxf., 1938.

ТЕЛЬ-ЭЛЬ-АМАРНА, поселение на вост. берегу Нила в Египте, район археол. раскопок; см. Элъ-Амарна.

ТЕЛЬ-ЭЛЬ-АМАРНСКИЙ АРХИВ, Амарнский архив, ЭльАмарнский архив, принятое в науке название архива егип. фараонов XVIII династии, обнаруженного в 1887 в Элъ-Амарне местными жителями. Архив представляет собой клинописные таблички, содержащие часть дипломатич. переписки, гл. обр. на аккадском языке, адресованной фараонам Аменхотепу III и Аменхотепу IV царями Митанни, Ассирии, Вавилонии и др., а также мелкими подвластными Египту правителями Сирии и Палестины. Этот архив - важнейший источник по истории Египта и др. стран Бл. Востока 2-й пол. 15 - нач. 14 вв. до н. э. Большая часть табличек (194) хранится в Берлине (ГДР), остальные в Британском, Каирском, Оксфордском музеях, Лувре, Эрмитаже, Музее изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина.

Лит.: Knudtzon J., Die El-AmarnaTafeln, Bd 1-2, Lpz., 1908-15; The Tell El-Amarna tablets, ed. by S. A. В. Mercer, v. 1 - 2, Toronto, 1939.

ТЕЛЯКОВСКИЙ Аркадий Захарович [6(18).1.1806, Ярославль,- 7(19).9.1891, Петербург], русский воен. инженер, инженер-генерал-лейтенант (1864). Окончил Гл. инж. уч-ще (1825). Участвовал в русско-турецкой войне 1828-29. В 30-60-х гг. преподавал курс фортификации в различных военно-учебных заведениях, участвовал в строительстве крепостей. Автор капитального труда по фортификации [ч. 1 -"Фортификация полевая" (1839, Демидовская пр., 1840) и ч. 2 -"Фортификация долговременная" (1846)], к-рый был переведён почти на все европ. языки. Т. отказался от принятого догматико-схоластич. изложения курса фортификации и предложил рассматривать фортификац. системы во взаимосвязи с тактикой и стратегией. Теоретич. положения Т. (связь фортификации с воен. искусством и артиллерией, необходимость сочетания укреплений с местностью и потребностями войск, разработка новых типов оборонит, сооружений, разделение инж. работ по очереди и др.) с честью выдержали проверку на практике во время Севастопольской обороны. 1854-55. Взгляды Т. нашли многочисл. сторонников и явились основой создания рус. школы фортификации. Критика Т. догматич. взглядов нек-рых учёных привела к конфликту с руководством Гл. управления военно-учебных заведений и переходу в 1862 на адм. работу. В 1863-65 исполнял обязанности пред. Технич. к-та

Гл. инж. управления. Столкновения на служебной почве с фактич. главой инж. ведомства ген. Э. И. Тотлебеном послужили поводом к зачислению Т. в 1865 в запас и устранению от активной научно-педагогич. деятельности; с 1883 в отставке.

Лит.: Из истории русского военно-инженерного искусства. Сб. ст., М., 1952. А. И. Иволгин.

ТЕЛЯТЕВСКИЙ Андрей Андреевич (ум. 1612), русский политич. и воен. деятель нач. 17 в., князь, боярин (с 1599). Участвовал в разгроме войск Лжедмитрия I под Добрыничами (янв. 1605). При переходе армии под Кромами на сторону Лжедмитрия I бежал в Москву, а в его правление находился в опале. В 1606 был воеводой в Чернигове и примкнул к восстанию под рук. И. Болотникова (к-рый, по нек-рым данным, прежде был его военным холопом). В февр. 1607 Т. разбил правительств, войска под Венёвом и в марте - под Тулой. Возглавил поход на помощь осаждённой в Калуге армии Болотникова, в ходе к-рого в мае выиграл сражение под Калугой. Участвовал в неудачной для восставших битве на р. Восме (5-7 июля 1607). По нек-рым известиям, при сдаче Тулы 10 окт. 1607 Т. был выдан царю Василию Ивановичу Шуйскому.

ТЕМ (самоназвание - т е м б а), народ, населяющий центр, р-ны Того. Вместе с родственными народами кабре, лосо, ламбо - ок. 450 тыс. чел. (1970, оценка); собственно Т.- св. 50 тыс. чел. Язык Т. относится к группе гур (центральной бантоидной). Значительная часть Т. исповедует ислам; сохраняются и древние традиц. верования. Основное занятие - земледелие (ямс, кукуруза, просо, сорго).

ТЕМА [от греч. thema, букв.- то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художеств, изображения, круг жизненных явлений, отображённых писателем или художником и спаянных воедино авторским замыслом. Органич. связь с идейным замыслом в известной мере даёт основания понимать Т. и как осн. проблему, идею произведения (отсюда - понятия "идейно-тематическая основа" или "идейно-тематическое истолкование" произведения; см. Содержание и форма в искусстве). Отмечая роль миросозерцания художника в выборе и формировании Т., следует иметь в виду, что художественная Т. не существует вне художественного образа и, в частности, вне сюжета (в повествоват. и драматич. произв.), хотя её логич. вычленение и более допустимо, чем иных компонентов художеств, содержания. Поэтому Т. нельзя трактовать однозначно: всякое произведение тяготеет к многотемности -тематике (этим же словом называют совокупность Т. отд. писателя, художественного направления, эпохи). Образное "бытие" Т. приводит также к тому, что в конечном итоге различные произведения на одну общую тему (напр., о "лишнем человеке* или "потерянном поколении'") обретают разный духовно-ценностный смысл; в поэзии существуют т. н. "вечные темы" - о любви, смерти, свободе и др. В сов. искусствознании бытует понятие "тематическая картина" -художественное произведение на значит. Т. (военно-историч., трудовые, бытовые). Т. выступает жанрообразующим" принципом в изобразит, иск-ве (бытовой, историч. жанр, портрет) и отчасти в лит-ре (научная фантастика, детективная лит-ра).

В музыке Т.- построение, выражающее определённую муз. мысль и представляющее важный элемент музыкального произведения. Как правило, в муз. пьесе Т. не только излагается, но и развивается. В полифонич. музыке Т. одноголосна и поочерёдно проводится в различных голосах, в гомофонной музыке Т. обычно объединяет ведущую мелодию и сопровождающие голоса, дающие мелодии гармонич. истолкование. В основе относительно крупных муз. пьес часто лежит 2-3 и более контрастирующих Т. (см. Политематиэм; наиболее сложное построение в инструм. музыке свойственно сонатной форме). В др. случаях сочинение строится на б. или м. свободных (вплоть до изменения жанровой основы) преобразованиях одной темы (см. Вариации, Монотематизм). Иногда, особенно в оперной музыке, значение Т. приобретают и очень короткие муз. построения (см. Лейтмотив).

ТЕМА, исходная часть предложения, одно из двух осн. понятий актуального членения предложения, при к-ром предложение делится в речи по смыслу на исходную часть, данное и то, что говорится о ней,- новое (см. Рема). Т. часто совпадает с подлежащим, но возможно и любое др. её выражение: "яблок/ -уйма"; "На второе/ подали бифштекс". В письменной речи Т. обычно отделяется посредством тире (или не отделяется), в устной речи во мн. языках Т. выделяется посредством интонации: "Охота/ запрещена". В рус. языке Т. помещается чаще в начале высказывания. Во мн. языках существуют особые морфология, или синтаксич. показатели Т. (в япон., семито-хамитских и др. яз.). В т. н. нерасчленённых предложениях (со значением бытийности, констатации факта) Т. не выделяется: "Идёт снег", "Нет денег".

Лит.: Распопов И. П., Актуальное членение предложения, Уфа, 1961; А д ам е ц П., Порядок слов в современном русском