БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431.-век. Т. л. Творчество Палкурики Соманатхи (1160-1240), автора поэм "Сказание о Басаве" и "Сказание об „Учителе"", отразило настроения, порождённые религиознореформаторским движением, направленным против сословно-кастового строя и ортодоксального индуизма. Тиккана (1230-1300), создатель героич. эпоса на телугу, и Ерапрагада (1280-1350) завершили "Андхра Махабхарату". Шринатха (1380-1465) в своих лирико-эпич. произв. прославлял любовь, красоту природы Юж. Индии. Баммера Потана (ок. 1405-между 1450-80) в поэме"Великое сказание о господе" изложил историю воплощений бога Вишну.

В 16 в. Т. л. приобрела нац. характер. Поэты Кришнадевараи (поэма "Подарившая гирлянду"), Аласани Педдана ("Сказание о прародителе"), Найди Тиммана, Дхурджати, Тенали Рамакришна отличались интересом к человеческой личности. Период упадка государственности и культуры народа андхра (17-18 вв.) отмечен появлением формалистич. изощрённой эротич. поэзии. Пессимистично творчество поэтов, свидетелей феод, междоусобиц и европ. завоевания. На основе богатого фольклора и ранних форм народного театра в этот период зародилась драма.

Предвестник новой Т. л.- поэт Вемана (1700-50), выразивший идеи позднего бхакти, выступавший за всеобщее равенство, против обрядности и догматики индуизма. Продолжатели Веманы -бурж. просветители Андхры 19 в. Родоначальник просветительства и основоположник совр. Т. л. Кандукури Виресалингам (1848-1919) выступил против ортодоксального индуизма и сословнокастовых устоев феод, общества. Он -зачинатель антибрахманской сатиры (фарсы, комедии), автор социально-бытового романа "Жизнь Раджасекхары". Историч. роман и драма кон. 19 в. проникнуты настроениями зарождающегося бурж. национализма (Чилакамарти Лакшминарасимхам, Чилукури Вирабхадра Рао и др.).

В нач. 20 в. развивается демократич. движение за новый лит. язык взамен малопонятного народу классич. языка. Его возглавил писатель Гуразада Аппарао (1861-1915), автор пьесы "Выкуп за невесту" (1896), просветит. комедий. Выступил как создатель жанра новеллы на телугу, зачинатель лирико-романтич. и патриотич. поэзии (стих. "Любовь к родине" - нац. гимн шт. Андхра-Прадеш). Первые десятилетия 20 в. отмечены подъёмом лит-ры, обществ, и науч. мысли, публицистики, что в значит, степени связано с ростом нац. движения. Достигла успехов лирико-романтич. поэзия. Поэмы Раяпролу Суббарао (р. 1892), Девулапалли Кришнашастри (р. 1897), Аббури Рамакришны Рао (р. 1896), Вишванатхи Сатьянараяны (р. 1895) отличаются богатством образов, метрич. разнообразием, новизной тематики. Романтизм в поэзии складывался под влиянием англ, поэтов-романтиков и Р. Тагора. Романтики обратились к фольклору ("Песни Енки" Нандури Суббарао). В прозе 20-х гг. значит, явлением стал многоплановый роман Уннавы Лакшминараяны "Деревня неприкасаемых" (1921), правдиво изображающий крест, движение и борьбу "неприкасаемых" Ан дхры.

В 30-40-е гг. развивается реалистич. социально-психологич. роман, но во мн. соч. ("Нараяна Рао" Адиви Бапираджу, 1895-1952; "Морской берег" Вишванатхи Сатьянараяны и др.) уживаются романтич. и реалистич. тенденции. Новеллистика представлена произведениями Чинты Дикшитулу (р. 1891), Гудипати Венкатачалама [псевд.- Ч а л а м (р. 1894)], Маллади Рамакришны Рао (р. 1903). В поэзии преобладает революц. романтизм, видный представитель к-рого - поэт Шрирангам Шриниваса [псевд.- Ш р и III р и (р. 1910)], испытавший влияние сюрреализма. В поэтич. цикле "Великое путешествие" он бросил вызов старому миру, призывал к социальной справедливости. В духе революц. романтизма писали также поэты Арудра, Дасаратхи и др. Т. л. 40-х гг. овеяна пафосом борьбы за нац. независимость, массового крест, антифеод, движения: драматургия В. Бхаскарарао (1914-1957) и С. Сатьянараяны (р. 1919), поэзия Рамана Редди (р. 1928), Кундурти и др.

Достижение Индией независимости в 1947 вызвало оживление культурной жизни. Растёт число периодич. изданий, усиливаются культурные связи, переводится рус. классич. и сов. лит-pa. В 50-60-х гг. произошло размежевание сил в лит-ре. Прогрессивные писатели поднимают острые вопросы обществ, жизни: поэма А. Сомасундара (р. 1924) "Песнь о пяти принципах", роман Р. Рамамохана Рао (р. 1909) "Колесница" (1956) -о жизни и борьбе крестьян; роман К. Кутумбы Рао (р. 1909) "Обучение" - из жизни интеллигенции. На творчестве нек-рых писателей сказалось влияние экзистенциализма и фрейдизма [Бхаскарабхатла Кришна Рао (1918-62), роман "Соломинки, унесённые потоком"]. Буччибабу (1916-67) в романе "Что остаётся" (1952), показывая одиночество человека во враждебном ему мире собственничества, выдвинул идеал служения народу. О злоключениях "маленького человека" рассказал Рачаконда Вишванатха Шастри (р. 1922) в романе "Ничтожный" (1952). Роман в 50-60-е гг. развивался в основном как реалистический и социально-психологический. Упрочению социального рассказа содействовали Т. Гопичанд (1910-62), придерживающийся марксистских идей и посвятивший многие произведения судьбе инд. интеллигенции, и К. Кутумба Рао. К крест, теме тяготеет Каруна Кумар. Мастер психологич. новеллы - Палагумми Падмаразу (р. 1915). Юморист Муниманикьям Нарасимха Рао (р. 1898) - автор рассказов, героиня к-рых проявляет стойкость перед жизненными невзгодами. • В "Шести рассказах о сухом законе" (1962) Рачаконды Вишванатхи Шастри звучит социальный протест. В 60-е гг. появились многочисленные произведения асоциальной и аполитичной массовой лит-ры. Во 2-й пол. 60-х гг. возникло полное анархич. протеста течение "обнажённой поэзии" (дигамбара), близкое к "новой поэзии" хинди и другим "движениям молодых" в инд. поэзии 60-х гг. Т. л. кон. 60 - нач. 70-х гг. характеризуется острой борьбой прогрессивной и демократической литературы против маоистски окрашенных нигилистических тенденций.

Лит.: Гуров H., Петруничева 3., Литература телугу, М., 1967; R аj u P. Т., Telugu literature, Bombay, 1944; Лакшмиранджанам К x., Андхра сахитья чаритра санграхаму, Хайдарабад, 1956; С и т а р а м а и я К., Навьяндхра сахитья видхулу, т. 1 - 3, Мадрас, [195-]; Венката СуббайяГ., Акшарабхишекам, Виджаявада, 1963; S i t а р a t i G. V., History of Telugu literature, Delhi, 1968. 3. H. Петруничева.

ТЕЛУКБЕТУНГ (Telukbetung), город в Индонезии, в юж. части о. Суматра, на берегу Лампунгского залива. Адм. ц. провинции Лампунг. 134 тыс. жит. (1961). Через порт Т.- Панджанг (в неск. км от города) вывозят каучук, перец, кофе.

ТЕЛЬ, т е л л ь (араб.), вид археол. памятника на терр. Ср. Азии, Кавказа, Бл. Востока - холм, образовавшийся из остатков древних строений и заполняющих их культурных слоев. См. также Тепе.

ТЕЛЬ-АВИВ, главный экономич. и культурный центр государства Израиль. Климат субтропический; ср. темп-pa января 12 °С, июля 25 °С, осадков ок. 600 мм в год. Нас. 368 тыс. чел. (конец 1973). Узел жел. и шосс. дорог; порт на Средиземном м. (грузооборот - 400 тыс. т в год), близ города аэропорт междунар. значения - Лидда.

Гор. управление осуществляет муниципальный совет, избираемый населением на 4 года; его деятельность регламентирована инструкциями мин. внутренних дел. Компетенция совета ограничивается вопросами городских сборов и благоустройства.

Осн. в 1909 евр. колонистами севернее г. Яффа (в 1949 слился с ним), с образованием в 1948 государства Израиль Т.-А. стал его столицей. В январе 1950 пр-во Израиля, нарушив решение Ген. Ассамблеи ООН от 29 нояб. 1947 об особом статуте Иерусалима, объявило столицей Израиля Иерусалим. Подавляющее большинство членов ООН, в т. ч. великие державы, не признали этой незаконной акции. В Т .-А. находятся почти все иностр. дипломатич. миссии. В Т.-А.50% пром. предприятий страны. Машиностроение, металлообработка, хим., фармацевтич., текст., пищ., бум., кож.-обув., полиграфич. и др. отрасли пром-сти; крупный центр обработки алмазов; вывоз обработанных алмазов (в т. ч. бриллиантов) и ввоз необработанных алмазов, а также нефти и нефтепродуктов, машин и оборудования, трансп. средств.

Т.-А. построен на основе ген. плана шотл. арх. П. Геддеса; для города характерна регулярная сеть улиц (с широким центр, бульваром). Пам. архитектуры: мечеть Махмудия (1810) и др. Среди осн. совр. сооружений - здание Всеобщей федерации труда (Гистадрут; 1953), концертный зал Ф. Манна (1957), госпиталь Бейлинсон (1958), синагога нового ун-та (2-я пол. 1950-х гг.).

В Т.-А. находятся ун-т Т.-А., науч. об-ва и ассоциации (в т. ч. Израильское хим. об-во, Израильское геронтологич. об-во, Израильская мед. ассоциация, Гос. комиссия по использованию атомной энергии). Крупнейшие библиотеки: Б-ка ун-та и Муниципальная б-ка. Музеи: Гаарец-музей, включающий Исг. музей Т.-А.- Яффы, Музей древностей Т.-А.-Яффы,Музей этнографии и фольклора, Музей стекла, Музей нумизматики, Музей Т.-А., Музей иск-в (преим. совр. израильское иск-во), Археол. музей.

Имеются театры: Национальный, Камерный, Оперный, балетная труппа "БатШева", небольшие коммерч. театр, труппы, Консерватория ("Суламифь-консерватория"),

ТЕЛЬ-АТЛАС, общее название прибрежных горных хребтов Атласа на С. Алжира и Туниса. Вые. ок. 1500 м (макс.-2308 м в приморском хр. Джурджура). На 3. чередуются сред