БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431еятель, доктор ист. наук (1970), проф. (1974). Чл. КПСС с 1940. Род. в семье эвенка-охотника. Окончил техникум Ленингр. ин-та народов Севера (1937), Высшую парт. школу при ЦК ВКП(б) (1948), Академию общественных наук при ЦК КПСС (1954). В 1934-35 на комсомольской работе. В 1942-46 секретарь, в 1948-51 и с 1961 1-й секретарь Эвенкийского окружкома КПСС. В 1954-61 на преподават. работе в Новосибирске и Красноярске. С 1966 чл. Центр. ревизионной комиссии КПСС. С 1974 чл. к-та Парламентской группы СССР. Осн. труды по истории народов Севера, по проблемам нац. политики и нац. отношений в СССР. Деп. Верх. Совета СССР 3, 6-9-го созывов. Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Октябрь и судьбы малых народов Севера, "Коммунист", 1967, № 14; Путь народов Севера к социализму. Опыт социалистического строительства на Енисейском Севере. (Исторический очерк), М., 1971; В. И. Ленин и народы Севера, в кн.: К 70-летию 2-го съезда РСДРП, в. 3, Красноярск, 1974; Народы Севера в условиях развитого социализма, Красноярск, 1976.

УВЕК, один из главных городов Золотой Орды; см. Укек.



УВЕЛИЧЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЕ, отношение линейных или угловых размеров изображения предмета, получаемого с помощью оптической системы, к соответствующим размерам предмета. Характеризуя наиболее употребительные осесимметричные (т. е. обладающие оптической осью) системы, различают линейное, угловое и продольное У. о. Линейное (поперечное) увеличение[26-2.jpg] - отношение длины [26-3.jpg] изображения отрезка, перпендикулярного оптич. оси системы, к длине этого отрезка [26-4.jpg]:[26-5.jpg] При [26-6.jpg] (направления [26-7.jpg] совпадают) изображение наз. прямым; при[26-8.jpg]([26-9.jpg] и [26-10.jpg] антипараллельны) - обратным или перевёрнутым; при [26-11.jpg] - уменьшенным; при [26-12.jpg] - увеличенным. Этим видом У. о. характеризуют, напр., фотографические аппараты. Угловое увеличение [26-13.jpg] - отношение тангенса угла наклона и' луча к оптич. оси в пространстве изображений к тангенсу угла наклона и сопряжённого ему луча в пространстве предметов: [26-14.jpg]и (это важнейшая характеристика мн. оптич. приборов, напр. луп и окуляров). Продольное увеличениеа - отношение длины отрезка [26-15.jpg], отложенного вдоль оптич. оси системы в пространстве изобпажений, к сопряжённому ему отрезку [26-16.jpg] в пространстве предметов:[26-17.jpg]

Взаимная связь величин[26-18.jpg] определяется соотношением [26-19.jpg] Если n и п' - преломления показатели среды в пространстве предметов и в пространстве изображений, соответственно, то [26-20.jpg] = = n/n'. Для оптич. системы, находящейся в воздухе, [26-21.jpg]и [26-22.jpg], т. е. угловое увеличение обратно пропорционально линейному. Это означает, что чем больше линейное увеличение, тем уже световые пучки, с помощью к-рых строится изображение, и тем меньше его освещённость. [26-23.jpg]. и [26-24.jpg] связаны выражением [26-25.jpg] и при п = п'[26-26.jpg]

Лит.: Ландсберг Г. С., Оптика, 4 изд., М., 1957 (Общий курс физики, т. 3); Тудоровский А. И., Теория оптических приборов, т. 1, 2 изд., М.- Л., 1948.



УВЕЛИЧИТЕЛЬНАЯ КАМЕРА, приспособление к телескопу, позволяющее получить изображение небесного светила, увеличенное сравнительно с его размерами в фокальной плоскости объектива. При визуальных наблюдениях Солнца окуляр удаляют от фокальной плоскости объектива на расстояние, превышающее фокусное расстояние окуляра (менее чем в два раза); действительное изображение Солнца, даваемое окуляром, проецируется на белый экран, скреплённый с трубой телескопа.

Фотографические У. к. обычно наз. окулярными камерами.

УВЕЛЬСКИЙ, посёлок гор. типа, центр Увельского р-на Челябинской обл. РСФСР. Ж.-д. станция (Нижнеувельская) на линии Челябинск - Троицк, в 82 км к Ю. от Челябинска. 10,4 тыс. жит. (1975). Добыча огнеупорной и формовочной глин и песка.



УВЕРТЮРА (франц. ouverture, от лат. apertura - открытие, начало), оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т. п., а также самостоятельное оркестровое произв. в сонатной форме.

Оперная У. подготавливает слушателя к предстоящему действию. Ранний образец У.- вступление к опере "Орфей" Монтеверди (1607). К кон. 17 в. сложились два осн. типа У.- французская (ouverture a la Francaise), состоявшая из медленного вступления, быстрой полифонич. части и медленного заключения (Ж. Б. Люлли), и итальянская (sinfonia) - из быстрой, медленной и снова быстрой частей (А. Скарлатти). Оба типа У. сыграли значит, роль в развитии сонатно-симфонич. цикла. Большое распространение франц. У. получила в Германии, где её помещали в начале сюиты или партиты (1-я часть оркестровых сюит и партиты ре мажор И. С. Баха).

Первоначально оперные У. не имели идейно-образных связей с самой оперой; лишь со 2-й пол. 18 в. композиторы трактуют У. как симф. пролог к опере, раскрывающий её содержание (по словам К. В. Глюка, У. должна служить "вступительным обзором содержания"), У. может быть тематически связана с оперой ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" Глинки) или обобщённо выражать осн. её характер ("Свадьба Фигаро" Моцарта, "Севильский цирюльник" Россини).

Виды оперных У.: классич. У. в сонатной форме, иногда с медленным вступлением, утвердившаяся со 2-й пол. 18 в. (У. к операм "Альцеста" Глюка, "Дон Жуан" Моцарта, "Фиделио" Бетховена, "Князь Игорь" Бородина, "Проданная невеста" Сметаны и мн. др.); прелюдия, интродукция, вступление - небольшие пьесы не в сонатной форме, к-рые обобщённо раскрывают осн. коллизию, идею оперы ("Пиковая дама" Чайковского, "Кармен" Визе, "Хованщина" Мусоргского) или непосредственно вводят в обстановку 1-го акта (симф. прологи Р. Вагнера); У. в форме попурри - ряда следующих друг за другом муз. номеров, зачастую объединённых по принципу контраста или возрастания темпа (оперы Дж. Россини, Л. Обера, а также мн. оперетты ).

Из У. к драматич. пьесам наиболее значительны У. Бетховена к "Эгмонту" Гёте и "Кориолану" Коллина, Балакирева к "Королю Лиру" Шекспира, Мендельсона к комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира.

В 19 в. видное место в симф. музыке занимает концертная У.- самостоятельная оркестровая пьеса, б. ч. программная ("Фингалова пещера", "Прекрасная Ме-лузина" Мендельсона, "Римский карнавал" Берлиоза, "Моя родина" Дворжака). Наряду с У. драматич. ("Манфред" Шумана, У.-фантазия "Ромео и Джульетта" Чайковского) и пейзажного характера ("Осенью" Грига) большое распространение получила торжественная У. ("Академическая" Брамса, "1812 год" Чайковского, "Торжественная" Глазунова, Глиэ-ра, увертюры Мясковского, "Праздничная" Шостаковича, "Приветственная увертюра" А. И. Хачатуряна и др.). Классич. тип У. на нар. темы создал М. И. Глинка. Традиции его У. "Ночь в Мадриде" и "Арагонская хота" продолжили М. А. Балакирев в "Увертюре на 3 русские народные песни", С. И. Танеев в "Увертюре на русскую тему" ("Про татарский полон") и мн. сов. композиторы. У. к драматич. пьесе и концертная У. явились непосредственными предшественниками симфонической поэмы.

Лит.: Асафьев Б., О французской классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн.: Глинка, 2 изд., М.- Л., 1950; его же, Увертюра "Руслан и Людмила" Глинки, в кн.: Избр. труды, т. 1, М., 1952; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952, с. 290-95; Попова Т., Увертюра, 2 изд., М., 1960; Riemann H., Die franzosische Ouverture zu Anfang des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1899; Воtstibеr Н., Geschichte der Ouverture und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913. И. Э. Манукян.

УВЕЧЬЕ ТРУДОВОЕ, по сов. трудовому праву временное или стойкое повреждение здоровья, наступившее в результате несчастного случая, к-рый связан с работой. Социальное обеспечение при У. т., как и при профессиональном заболевании, осуществляется на льготных условиях. Пособия по временной нетрудоспособности вследствие У. т. назначаются рабочим, служащим и колхозникам в размере 100% заработка независимо от длительности непрерывного стажа и профсоюзного членства. Пенсии по инвалидности, наступившей в результате У. т., также устанавливаются независимо от продолжительности трудового стажа и в более высоких размерах, чем пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания; в таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца, когда его смерть явилась результатом У. т. Если несчастный случай, в результате к-рого работник получил У. т., произошёл по вине предприятия или учреждения, оно обязано возместить потерпевшему вред в части, превышающей сумму полученного им пособия или назначенной ему после повреждения здоровья и фактически получаемой им пенсии. В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют его нетрудоспособные иждивенцы. См. также ст. Ответственность организаций.

УВИЛЬДЫ, бессточное озеро в Челябинской обл. РСФСР. Пл. 68,1 км2, средняя глуб. 14 м, наибольшая 38 м. Расположено на выc. 275 м. В озеро впадает р. Че-ремшанка. Размах колебаний уровня ок. 1 м. Замерзает в ноябре, вскрывается в мае. На дне У. сапропелевые грязи. Около озера радоновые источники, на