БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ования. К произ-ву продукции Т. м. были привлечены мн. машиностроит. з-ды, построены новые и реконструированы старые з-ды, что позволило в короткий срок освободиться от импорта из капиталистич. стран мн. видов оборудования.

Т. м. обеспечивает не только нужды нар. х-ва СССР в крупных машинах и оборудовании, но и экспортирует значит. часть своей продукции.

Металлургическое машиностроение в СССР стало быстро развиваться в годы первых пятилеток в связи с развитием металлургической пром-сти. В 1929-32 был построен Иркутский з-д Т. м., в 1933-34 введены в действие 2 крупнейших завода - Уралмашзавод им. С. Орджоникидзе (г. Свердловск) и Новокраматорский машиностроит. з-д (г. Краматорск). Одновременно со строительством новых заводов реконструировались действующие предприятия, создавались технич. службы, обучались кадры. К началу Великой Отечеств. войны 1941-45 СССР располагал значит. мощностями по произ-ву металлургич. оборудования. Во время войны построены Южно-Уральский машиностроит. з-д, Электростальский и Алма-Атинский заводы Т. м. Кроме названных заводов, ныне произ-вом металлургич. оборудования занимаются также Жданов-ский и Бузулукский з-ды Т. м. и ряд др. Изготовляется совр. оборудование для доменных печей полезным объёмом 3200 и 5000л3, производительностью 4 млн. т в год; кислородные конвертеры ёмкостью 300-350 т ; обжиговые машины для произ-ва железорудных окатышей площадью спекания 520 м2 производительностью 3,6 млн. т в год; машины непрерывного литья стали криволинейного типа для произ-ва литых слябов производительностью 1 млн. т в год; оборудование для коксовых батарей производительностью 1 млн. т в год, для ваку-умирования стали, высокомеханизированные и автоматизированные прокатные станы - блюминг "1300" и широкополосные производительностью по 6 млн. т проката в год, для холодной прокатки листа и труб различного назначения, трубосварочные и трубопрокатные станы; профилегибочные агрегаты и др. Данные о произ-ве металлургич. оборудования приведены в табл. 1.

Горнорудное машиностроение. До Окт. революции 1917 специализированных машиностроит. предприятий по произ-ву горной техники в России не было. Оборудование ввозилось из-за границы. В первые годы Сов. власти импорт горного оборудования продолжался. Лишь в 1930 на базе механич. мастерских был организован Кыштымский механич. з-д, а в 1937 - криворожский з-д "Коммунист", к-рые занимались изготовлением и ремонтом горных машин. Позднее произ-во горнорудного оборудования было налажено на ленингр. з-де "Пневматика", Конотопском и ряде др. машиностроит. з-дов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 нем.-фаш. войсками был нанесён большой ущерб произ-ву горнорудного оборудования. Часть заводов была перебазирована в вост. р-ны страны, где была создана новая база горнорудного машиностроения. В 1975 насчитывалось св. 2 десятков заводов, производящих горнорудное оборудование, наиболее крупными из к-рых являются Ясногорский, Донецкий, Ворошиловградский, Ясиноватский и Воронежский машиностроит. з-ды. Изготовляются роторные экскаваторы с отвалообразователями производительностью до 1250 м3 в час и на привлечённых предприятиях до 5000 м3 в час, комбайны очистные и проходческие, вентиляторы шахтные главного проветривания, оборудование для механизации поверхности шахт, обогатит. оборудование, буровые станки, щиты проходческие, лебёдки шахтные и горнорудные, долота и др.

Угольное машиностроение. Возникновение угольного машиностроения в СССР относится к 1924, когда в составе треста "Донуголь" было создано управление подсобных предприятий, затем был построен ряд заводов. В 1924-25 начался выпуск центробежных насосов, шахтных вагонеток, скреперных лебёдок, конвейеров, позднее - врубовых машин, шахтных подъёмных машин и лебедок, аккумуляторов и электровозов. В 1941-45 на востоке страны была создана своя база угольного машиностроения. Наиболее крупные заводы подотрасли: Дружковский, Горловский, Копейский.

Предприятия угольного машиностроения изготовляют машины и оборудование для механизации и автоматизации осн. процессов подземной добычи угля, в т. ч. очистные комбайны и струговые установки, комплексы и механизированные крепи для очистных работ, комбайны проходческие, оборудование для гидродобычи, проходки шахтных стволов, погрузки и транспортировки породы и угля в забоях и шахтах, обогащения, водоотлива, вентиляции, шахтного освещения и др.

Произ-во угольного и горнорудного оборудования показано в табл. 2.

Подъёмно - транспортное машиностроение. В дореволюц. Россию подъёмно-трансп. оборудование поставлялось в основном иностр. фирмами. После Окт. революции его произ-во было организовано на ряде заводов различных отраслей пром-сти; к 1940 оно достигло относительно высокого уровня, но по-прежнему было рассредоточено по мн. отраслям пром-сти. В дальнейшем удельный вес произ-ва подъёмно-транспортного оборудования на специализированных заводах увеличился. Наиболее крупные заводы: Узловский машиностроит. э-д, красноярский з-д "Сибтяжмаш", Ленинградский з-д подъёмно-транспортного оборудования, Харьковский з-д подъёмно-транспортного оборудования.

На предприятиях отрасли сосредоточено произ-во кранов всех видов, конвейеров ленточных грузонесущих, толкающих, вибрационных и т. д., кранов-штабелёров, эскалаторов, перегружателей и др. Созданы и освоены средства непрерывного и напольного транспорта (см. табл. 3).

Дизелестроение производит дизели общепром. применения - судовые, тепловозные, для стационарной и передвижной энергетики, буровых установок, строительно-дорожных машин, большегрузных автомобилей и др. Дизелестроение в России начало развиваться с кон. 19 в. Были созданы отечеств. оригинальные конструкции дизелей стационарного и судового применения.



Табл. 1. - Производство металлургического оборудования в СССР, тыс. m




1940

1950

1960

1970

1975
Металлургическое оборудование (доменное и сталеплавильное, прокатное, коксовое, агломерационное, машины непрерывного литья стали)

29,7

131,2

222,0

280,6

312,9
в т. ч. прокатное

10,2

66,1

120,6

140,1

132,1




Табл.2. - Производство угольного и горнорудного оборудования в СССР






Комплексы и механизированные крепи

Единица измерения

1940

1960

1970

1975
(комплекты)/ /(тыс. пог.м)

-

97,0/

/8,0

289/ /37,9

504/ /68,25
Комбайны очистные

шт.

18

885

1172

1263
Комбайны проходческие





-

171

327

510
Машины шахтные подъёмные





100

264

183

263




Табл. 3. - Производство подъёмно-транспортного оборудования в СССР, шт.




Краны мостовые электри-

1970

1975
5737

6494
Краны козловые

1472

2312
Краны портальные

106

102
Краны металлургические

34

54
Конвейеры ленточные стационарные

10630

13043
Конвейеры подвесные толкающие, с автоматическим адресованием грузов, км

50

91,3
Конвейеры грузонесущие

820

2023




К 1914 общий годовой выпуск дизелей в стране составил 122 тыс. л. с. После Октябрьской революции дизелестроение стало развиваться быстрыми темпами, в 1924 организована исследовательская лаборатория, позднее преобразованная в Центр. н.-и. дизельный ин-т (ЦНИДИ). Были проведены работы по упорядочению типажа дизелей и созданию их новых типов, в т. ч. первых тепловозных дизелей. К 1940 выпускалось 19 типов дизелей, из них 14 новых, в т. ч. лёгкие быстроходные мощностью до 1000 л. с., судовые - до 4000 л. с. (1 л. с. = = 0,736 квт).

Во время Великой Отечественной войны было развёрнуто стр-во танковых дизелей на барнаульском з-де "Транс-маш",Уральском турбомоторном и др. з-дах. В 50-60-х гг. было налажено произ-во ряда новых мощных дизелей для судов, тепловозов, буровой техники, передвижной энергетики и др. Проведена работа по повышению надёжности и сроков службы дизелей, повышению их экономичности, созданию полностью автоматизированных дизелей и установок. В 1975 выпускалось 25 типов дизелей, газовых двигателей и газомотокомпрессо-ров более чем в 400 модификациях, агрегатной мощностью от 4 до 21 000 л. с. Наиболее крупные дизелестроит. заводы: Брянский машиностроительный, Коломенский им. В. В. Куйбышева, барнаульский "Трансмаш" им. В. И. Ленина, ленинградский "Звезда" им. К. Е. Ворошилова, горьковский "Двигатель революции", Ток