БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431. 148 млн. т нефти и 38 млрд. м3 газа. В Оренбургской обл. добыча газа в 1975 составила 20 млрд. м3.

Успешно развивается угольная промышленность. СССР по добыче угля с 1958 занимает 1-е место в мире. В 1975 в стране добыт 701 млн. т угля, в 24 раза больше, чем в 1913. За годы Сов. власти значительно расширены границы основных угольных басс. страны - Донбасса и Кузбасса. Получила развитие добыча угля в Карагандинском, Экибастузском, Печорском и др. басс.; произведена оценка Канско-Ачинского, Иркутского, Ленского, Тунгусского угольных басс.; открыты крупные басс. и месторождения: Тургай-ский, Таймырский, Южно-Якутский и др. Значит. место занимает добыча угля открытым способом, к-рая обеспечивает повышение производительности труда рабочих более чем в 7 раз по сравнению с подземной добычей, снижает себестоимость. В дореволюц. время открытым способом добывалось небольшое количество угля на Урале, ныне этот способ применяется в Кузнецком басс., на месторождениях Вост. Сибири, Д. Востока, на Урале, в Казахстане и др. р-нах страны. Добыча угля открытым способом в 1975 увеличилась по сравнению с 1940 в 36 раз и составила 32,2% общей добычи угля в СССР.

Совершенствуются процессы добычи топлива. Развитие получили новые методы разработки нефт. месторождений. На предприятиях нефтяной и газовой пром-сти внедряются передовые технологич. процессы, осуществляется комплексная механизация и автоматизация произ-ва. Осуществлён ввод в действие магистральных газопроводов: Ср. Азия - Центр, Пермь - Казань - Горький, Оренбург - Куйбышев, сев. р-ны Тюменской обл.- Урал, Ухта - Торжок и др. На угольных шахтах СССР дальнейшее развитие получило осн. направление механизации очистных работ - использование узкозахватных машин и механизированных комплексов.

В зарубежных социалистич. странах добыча топлива (в пересчёте на условное) в 1974 составила (млн. т): в Болгарии 8,7; Венгрии 20,7; ГДР 85,7; Польше 157; Румынии 70,2; Чехословакии 65,1; Югославии 31,0. В этих странах добываемое топливо состоит в основном из угля; только в Румынии нефть и газ составляют 80% добываемого топлива; в Венгрии наряду с углем значит. удельный вес в добываемом топливе занимает газ (31% ).

Ведущее место среди капиталистич. стран по добыче топлива занимают США В 1-й пол. 70-х гг. Т. п. развитых капиталистич. стран в условиях обострившегося мирового экономич. кризиса испытывала большие трудности, вызванные нехваткой энергосырья, ростом цен, прежде всего на жидкое топливо (см. Энергетический кризис).

См. также статьи Сланцевая промышленность, Топливный баланс, Торфяная промышленность.

Лит.: Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Кортунов А. К., Газовая промышленность СССР, М., 1967; Энергетические ресурсы СССР. [т. 1] -Топливно-энергетические ресурсы, М., 1968; Нефтедобывающая промышленность СССР. 1917- 1968, М., 1968. В.И.Рябко.


ТОПЛИВНЫЙ БАЛАНС, баланс добычи, переработки и использования различных видов топлива. Уд. вес топлива в топливно-энергетич. ресурсах СССР составляет 87% (1974). За годы Сов. власти структура топливного баланса СССР коренным образом изменилась. В годы первых пятилеток в общей добыче топлива ведущее место занимали уголь и дрова; их уд. вес составил 73,5% в 1940. В послевоен. годы получили развитие наиболее прогрессивные виды топлива - нефть и газ. Ускоренными темпами добыча нефти и газа развивалась с сер. 50-х гг. Доля нефти и газа в общей добыче топлива непрерывно возрастала - с 19,7% в 1950 до 65,9% в 1975. Доля угля в общей добыче топлива уменьшилась за это время с 66,1% до 30,8%. Изменилась и структура расходной части топливного баланса СССР: значит. часть топлива идёт на производств. потребление пром-стью и транспортом, небольшая часть - на бытовое потребление. Топливо используется в различных отраслях пром-сти: в чёрной металлургии, машиностроении, химич. пром-сти, пром-сти строит. материалов и т. д. Особенно широко в пром-сти используется газ в качестве технологич. топлива и сырья.



Табл. 2. - Добыча топлива в главных капиталистических странах (в пересчёте на условное топливо - 7 тыс. ккал; млн. т)
Страны

1950

1960

1970

1974
США

1194

1442

2138

2047
Великобритания

220

197

160

154
Франция

53,6

66,0

53,8

40,2
ФРГ

148

175

165

161
Италия

4,1

15,6

22,2

24,1
Япония

42,2

52,2

40,9

23,6
Канада

27,5

66,3

190

256




Так, в 1974 использование газа в химич. пром-сти по сравнению с 1960 возросло в 10 раз, в чёрной металлургии и машиностроении - более чем в 6 раз.

В социалистич. странах наибольший удельный вес в добыче топлива занимает (1974) уголь: в Болгарии -83%, ГДР - 88% , Польше - 95% , Чехословакии - 95 %, Югославии - 45 %. Только в Румынии нефть и газ составляют 80% добываемого топлива. В Венгрии наряду с углем значит. удельный вес в общей добыче топлива занимает газ - 31 %.

В США нефть и газ в добыче топлива составляют (1974) 74%, в Канаде - 92%. В Великобритании, Франции, ФРГ, Японии добывается в основном уголь. Однако в потреблении нефть и газ занимают первое место.

Лит.: Мельников Н. В., Топливно-энергетические ресурсы СССР, М., 1971.

В. И. Рябко.



ТОПЛИВНЫЙ ФИЛЬТР, фильтр для очистки жидкого топлива от различных примесей; устанавливается в системах питания двигателей внутреннего сгорания, на топливозаправщиках, автомобилях и т. п. Для грубой очистки применяют сетчатые, ленточно-щелевые и пластинчато-щелевые Т. ф., задерживающие крупные механические частицы размером более 20 мкм. В Т. ф. тонкой очистки сменные фильтрующие элементы, изготовляемые из пористых материалов, напр. фетра, войлока, бумаги, задерживают частицы от 5 до 20 мкм. Для удаления воды и частиц загрязнений размером 5 мкм и более из авиац. топлив применяют аэродромные Т. ф. (фильтры-сепараторы ).



ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, важнейшая составная часть электрохимического генератора, обеспечивающая прямое преобразование хим. энергии (реагентов - топлива и окислителя) в электрическую. Основу Т. э. составляют два электрода, разделённые твёрдым или жидким электролитом (см. рис.). Топливо и окислитель подаются в полости, граничащие с электродами; на поверхности раздела электролит - электрод в присутствии катализатора происходят реакции окисления и восстановления (см. Окисление-восстановление). В результате этих реакций образуются ионы [2605-9.jpg] (рекомбинирующие затем до конечного продукта реакции АВ) и выделяется (или поглощается) тепло Q. Освободившиеся при реакции окисления топлива электроны создают на соответствующем электроде (аноде) избыточный отрицат. заряд; на катоде в результате реакции восстановления окислителя создаётся избыточный положит. заряд. При замыкании внеш. цепи в ней появляется электрич. ток, совершающий полезную работу Епол. Суммарная реакция:

[2605-10.jpg]Электролит в Т. э. не только содержит вещества, участвующие в электрохимич. реакциях, но и обеспечивает пространственнее разделение процессов окисления и восстановления. Для эффективной работы Т. э. необходимы развитая поверхность электродов (до сотен м2 на г вещества), рациональная организация процессов адсорбции и ионизации молекул реагирующих веществ и отвода электронов и продуктов реакции, высокая чистота реагентов.

Идея создания Т. э. была высказана в нач. 19 в. англ. физиком У. Р. Гровом, однако её практич. реализация осуществлена (почти одновременно в СССР, США, Франции и Великобритании) лишь в 60-х гг. 20 в. В сер. 70-х гг. известно много Т. э. разных типов, различающихся рабочими темп-рами (от комнатной до1200 К), а также видом используемого топлива (водород, водородсодержащие вещества, металлы и т. д.), окислителя (кислород, кислородсодержащие вещества, хлор и т. д.), катализатора (платина, палладий, серебро, никель, уголь и т. д.) и электролита (щёлочи или кислоты, твёрдые окислы металлов, расплавы солей, ионообменные полимеры и т. д.).
[2605-11.jpg]

Практич. применение получили гл. обр. Т. э., в к-рых в качестве топлива, окислителя и электролита используют соответственно водород, кислород и щёлочь (или ионообменный полимер). Такие Т. э. работают при невысоких темп-рах (до 100 °С), что обеспечивает им длительный (до неск. тыс. ч) ресурс работы; их рабочее напряжение ~ 1 е. Однако топливом в Т. э. принципиально может служить любое вещество, реагирующее при рабочей темп-ре с кислородом или галогенами. Перспективны Т. э. с прямым окислением углеводородов (пропана, бензина), спиртов, аммиака и т. д. Одна из осн. проблем, стоящих на пути их создания,- разработка теории катализа и практич. методов получения катализаторов, обладающих достаточной активностью и коррозионной стойко